Ислам и Европа — 4-я Часть
Ближний Восток охвачен новой идеологией: ислам политизируется, становясь инструментом насилия в этом регионе. Запад игнорирует опасность и недооценивает фундаменталистов, последствия чего мы переживаем и по сей день.
Ближневосточный Париж
Это был город, жители которого сами удивлялись, как его ежедневное «столпотворение» обходилось без насилия. Это была столица страны, где проживали представители 19-ти конфессий, мусульмане, сунниты и шииты, и бок о бок с ними христиане. Люди говорили на арабском и французском, жили в итальянских виллах и коротали время во французских кафе. Этот город был метрополией на Востоке, который выглядел как Запад. Его так и называли: ближневосточный Париж.
Таким был Бейрут до 1975 г. До того, как Ливан стал полем битвы. В центре этого тогда еще парадиза, в прокуренном баре сидел человек и пил арак, ливанскую анисовую водку. Ясир Арафат с 1971 года жил в Бейруте, покинув Иорданию вместе с двумя тысячами бойцов Организации освобождения Палестины. «Барометр» стал его любимым местом, где арак подавали в кувшинах. Здесь палестинцы обсуждали свои планы борьбы против Израиля.
Это уму непостижимая ирония истории, что именно Арафат, националист в начале своей политической деятельности, окажется главной фигурой в становлении новой идеологии: исламизма. Религиозная вера в своей радикальной форме становится инструментом в борьбе за новую всемирную мусульманскую империю — империю, чья культура несколько веков назад была выше европейской.
Идея воинствующего ислама зародилась в середине 1970-х годов в Ливане, стране, где до этого была достигнута гармония лучших сторон европейской и восточной жизни. И вскоре теократия будет установлена в Иране. Также и афганцы откроют для себя радикальный ислам в борьбе против Советского Союза. На авансцену выйдет Аль-Каида и Талибан. Не за горами тот момент, когда даже мусульмане начнут воевать друг с другом, сунниты с шиитами. Исламизм становится определяющей силой в арабском мире.
«Этот регион достанется только арабам»
По прибытии Ясира Арафата в Бейрут палестинцы, члены Организации освобождения Палестины, начали строить там государство в государстве. Их милицейский патруль контролировал некоторые кварталы города. Лагеря беженцев, где насчитывалось более ста тысяч палестинцев, мало заботили ливанское правительство. И палестинские боевики открыли свою штаб-квартиру вблизи двух крупных лагерей Сабра и Шатила в Бейруте. Арафат позиционирует себя перед журналистами как государственный деятель, о нем снят фильм, где показано, как он рисует на картах новые границы автономной Палестины. В то время его высказывания полны враждебности: «Мы не остановимся, пока Израиль не будет уничтожен». И еще: «Когда арабский вулкан рассвирепеет, этот регион достанется только арабам».
Появление в Ливане палестинских боевиков дестабилизировало ситуацию в стране, и в результате их вооруженного конфликта с христианами-фалангистами осенью 1975 года Бейрут был разделен на две части. Христиане и мусульмане ведут перестрелки и уличные бои. Кроме того, в южной части Ливана прочно укрепляется Организация освобождения Палестины. Там живут в основном шииты. Отсюда боевики Арафата нацеливаются на Израиль. Отсюда они метают зажигательные бомбы, а в марте 1978 года похищают автобус. Когда израильские солдаты пытаются спасти заложников, автобус поджигают. 20 пассажиров погибают.
Символ сопротивления
Куфия – палестинский платок, его еще называют «взрывчатое вещество». Сегодня можно обнаружить даже его роскошные разновидности: из кашемира, стоимостью в 300 евро или с кристаллами Сваровски за 350 евро. Но даже такой аксессуар класса-люкс сохраняет политический смысл палестинского платка: игра с символами восстания. Именно этот платок носил палестинский лидер Ясир Арафат как знак сопротивления. Платок обычно закрывал правое плечо. В результате треугольник должен напоминать географические очертания Палестины. В Европе демонстранты в знак солидарности с палестинским сопротивлением повязывали куфию вокруг шеи.
Куфия, что в переводе с арабского означает «платок», изначально имела чисто практическую функцию. Она защищала в пустыне от солнца и песчаных бурь. Цвет и рисунок платка отличался от племени к племени. Хашимиты носил куфию с красным орнаментом, племя Бени-Саад с юга Аравийского полуострова — с мелкими черным, палестинцев — с контрастным черным узором.
Смерть следует за смертью, насилием на насилие. Израильтяне захватывают южные районы Ливана и изгоняют палестинских боевиков. Шииты рады поражению боевиков, так как палестинцы — в основном сунниты, к тому же вовлекли шиитов в эту войну. Они встречают израильтян как освободителей. Быть может, тогда был шанс более спокойного развития событий. Возможно, шииты никогда бы не поднялись на борьбу. Но израильтяне не признают такой возможности. Они бросают людей в тюрьмы без суда и следствия, обыскивают дома, препятствуют проведению религиозных праздников — израильтяне ведут себя как оккупационная власть. И шииты отворачиваются от них.
Герой исламской революции
В феврале 1979 года они с воодушевлением следят за событиями в Тегеране. Там 1 февраля приземляется Боинг 747 авиакомпании Эйр Франс, на борту которого совершает намаз аятолла Хомейни, духовный лидер шиитов.
Вот уже нескольких недель как народ Ирана восстал против шаха. Хомейни провел более 13 лет в изгнании. Теперь 77-летний старец опасается, что иранские военные могут обстрелять самолет или арестовать его сразу же после посадки. Он отдает книгу сопровождающему его журналисту Петеру Шолль-Латуру. Тот должен ее сохранить, если с Хомейни что-то случится. Этой книгой была Конституция Исламской Республики Иран.
Она пока только на бумаге. Когда Хомейни прибыл в Тегеран, шах уже бежал за границу. При въезде в город нового лидера приветствовали толпы людей. Они надеялись на лучшую жизнь. Они наделись извлечь выгоду из нефтяного богатства страны. Они хотели в конце концов самостоятельно управлять своей страной. Старик с длинной бородой, этот старец, возвратившийся из западной эмиграции — он дает надежду на будущее и на сохранение традиций. Он — герой исламской революции.
С ним пришли к власти религиозные догматики. Новый режим ввел строгий дресс-код для женщин. Хомейни произвел чистку госаппарата, и тысячи неугодных отказались в тюрьмах. Новое исламское государство быстро становится образцом для подражания для мусульман других стран. Оно кажется неустрашимым и решительным. В ноябре 1979 г. молодые исламские радикалы захватывают посольство США в Тегеране и берут заложников. Теперь оружие направлено не только против соотечественников, сотрудничающих с Западом. Теперь сами американцы стали мишенью. Злоумышленники стали требовать экстрадиции шаха. 444 дней они прочно удерживали сотрудников посольства. Это было немыслимым ранее унижением западного превосходства. Заложники были освобождены, когда США разморозили счета: около десяти миллиардов долларов.
Ну а как Западу реагировать на подобные провокации? Что он может предпринять против новой угрозы? США в очередной раз эксплуатирует древний рефлекс: поддержать врага своего врага. И поэтому Запад поставляет оружие правителю соседней страны Саддаму Хусейну, в Ирак. В сентябре 1980 года, иракский деспот схватился с иранскими фанатиками, вторшгись на иранскую территорию. Солдаты Саддама были лучше вооружены, Хомейни же направил мальчиков на переднюю линию фронта, некоторым из них было одиннадцать лет, чтобы они продвигались по заминированным иракскими военными территориям. Этих детей разрывало в клочья. Хомейни называл их «мучениками».
«Воины Аллаха»
В то время впервые прозвучали некоторые устойчивые выражения, которые мы слышим в новостях и сегодня. Солдатов Хомейни называют «воинами Аллаха» — мужчины, которые не боятся смерти, наоборот желают ее. Они больше не употрябляют слово «враги», они говорят: «неверные». И в это же время, в начале 1980-х годов, радикальные священнослужители все чаще говорят о «джихаде», священной войне. Их полные ненавистью проповеди об упадке Запада в том же формате воспроизводятся и в наши дни. Также как и возникшие тогда методы политического ислама используются фундаменталистами и в настоящее время.
В ноябре 1982 года к зданию, в котором находился штаб израильской военной администрации в городе Тир, что на южном побережье Ливана, подъехал белый Мерседес. Он врезался в здание на полном газу, после чего прогремел мощный взрыв. Погиб 141 человек. В машине было несколько сотен килограммов взрывчатых веществ. Имя водителя-смертника — Ахмад Куасир, 17-летний ливанец. Вечером того же дня многие в Бейруте отпраздновали этот террористический акт. Это была первая автобомба в истории человечества.
Куасир был предшественником радикальных боевиков «Хезболлы». Возникшая в это время «Партия Аллаха» борется против христиан, враждует с суннитами и своим заклятым врагом Израилем. Хезболла сочетает в себе бескомпромиссность и военный профессионализм. Она снимают на пленку свои атаки и отправляют видеорепортажи на телевидение. Снова и снова проникают террористы-смертники в зоны безопасности, контролируемые Израилем. Хасан Насралла, их будущий лидер, говорит: «Для нашей борьбы нам нужны исключительные молодые мужчины».
Он имеет ввиду тех, кто готов добровольно умереть. В течение нескольких месяцев насилия и террора, политический ислам охватывает весь Ближний Восток. В Сирии и Египте активизируются «Братья-мусульмане». В других странах все больше и больше мусульман восстают против западного влияния и против диктаторов-ставленников Запада. Исламизм как реальная претензия к власти становится превлекательной идеологией для многих молодых мужчин. Исламизм дает им уверенность в себе. С ним они прекрасно себя чувствуют. Религия становится инструментом политической мобилизации. Она становится оружием.
Авторский перевод Светланы Александровой Линс
R.Geiger Der globale Dschihad – Teil 3. Serie «Islam und Europa» Stern No 7, 5 Feb. 2015
______________________________________________
При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.
Адрес статьи: https://vzagranke.ru/razvitie/kulturnyj-minimum/voinstvuyushhij-islam.html
Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:
(посмотреть видео Процедура подписки)
назад к выпуску >>
к рубрике >>