Наука

26.01.2012

C эмпатией – это по-человечески

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk

«Мы просто сообразительнее...»

Мюнхенское издательство «Карл Ханзер» (Karl Hanser Verlag) выпустило в свет книгу голладского зоолога и поведенческого биолога Франса де Ваала «Принцип эмпатии». Этот ученый является, на сегодняшний день, первой величиной в области поведенческой биологии, живет в США и и является профессором Эмори Университета (Emory University) в Антланте. Исходным теоретическим посылом поведенческой биологии является тезис о том, что способы поведения у животных и людей подчинены одним и тем же законам эволюции. Основная же тема исследований Франса де Ваала - культурное и моральное развитие в животных и человеческих сообществах.

Это имя, при жизни Джорджа известное только его близким, теперь знает подавляющее большинство жителей Земли. Протесты из США перекинулись в Европу, в британские доминионы.

Книга «Принцип эмпатии» содержит много интересных, неожиданных и подчас трудно принимаемых на уровне обыденного сознания выводов о человеческой натуре, подкрепленных многолетними научными наблюдениями автора. Биологи относят людей в миру животных. Но для многих это звучит, по меньшей мере, провокационно. Хотя, наш мозг лишь в три раза больше по объему в сравнении с мозгом шимпанзе. Но нет ни одного участка человеческого мозга, который бы у них отсутствовал. «Мы просто сообразительнее и умеем говорить, - заключает де Ваал, - только и всего».

Убийцами не рождаются

В частности, человек, несмотря на тысячелетнюю историю убийств и раздоров, в понимании де Ваала, - вполне мирное и позитивное создание. Просто мы привыкли фокусироваться на негативных человеческих проявлениях, и этот односторонний образ человека отпечатывается в нашем сознании как реальный. Ученый не рассматривает убийство себе подобных как проявление недостаточной эмпатии.*/ Он утверждает, что помимо случайных и неумышленных убийств, все остальные случаи всегда имеют под собой причину, которая рассматривается убийцей как оправдание его деяний: убрать соперника или завладеть деньгами. В большинстве случаев, люди сначала приходят в ярость, а потом убивают.

А сильнее ли ярость эмпатии? По мнению ученого, эмпатию нельзя вытравить, ее можно лишь подавить в себе. Примечательно то, что у солдат, которым против их воли дают в руки оружие и обязывают убивать, возникают серьезные проблемы. Половина из них возвращается с войны с серьезными психологическими отклонениями. Убийство не свойственно человеческой натуре.

На этот счет де Ваал в своей книге приводит изумляющую статистику: во время Второй мировой войны 80% солдат американской армии, будучи не в состоянии выстрелить в противника, палили в воздух. Но и немецкому командованию надо было приложить немалые усилия, чтобы заставить своих солдат стрелять по врагу. Во время вьетнамской войны американцам требовалось в среднем 5000 пуль, чтобы убить одного противника. Тоже многие стреляли в воздух или намеренно промахивались.

Война – очень неэффективное дело. Ведь на поле боя всегда возникает противостояние рядового одной армии против такого же подневольного воина другой. И ветераны войны страдают от психологических травм, им требуется профессиональная помощь и поддержка.

Сотрудничество и-(ли) конкуренция

Франс де Ваал также подвергает критике излюбленный экономистами тезис о том, что общество зиждется на конкурентной борьбе индивидов. Он утверждает, что это представление не имеет под собой никакой научной основы, как применительно к обществу, так и в отношении природы. И отмечает, что ссылаются на этот мнимый «закон природы» как раз те, кто вовсе не верит в эволюционную теорию.

Ученый-биолог, в то же время, отмечает, что не стоит впадать в другую крайность и идеализировать социум, сбрасывая со счетов присущие человеку соревновательность, честолюбие или же жадность. Необходимо рассматривать человека в соотнесении этих свойств с сотрудничеством, эмпатией. Да, в особые, жизненно важные моменты человек может на короткое время «свернуть» в себе сочувствие к другому. Как то, когда добрые друзья оказываются конкурентами, претендуя на одно и тоже рабочее место. Люди по своей природе не могут постоянно пребывать в состоянии наивысшей эмпатии. Последняя регулируется в зависимости от ситуации и качества социальных связей, в которые вовлечен индивид.

В обезьяньей же стае, утверждает де Ваал, господствует не право сильного, а «социальная» рыночная экономика. К примеру, в стае всегда есть такие, кто, раздобыв большое количество корма, делятся с остальными. И замечательно то, что такой щедростью отличаются как раз вожаки стаи. Хотя, в поведении обезьяньего вожака есть определенная корысть – им может стать только тот, кто популярен в стае.

Поведение же экономических лидеров в человеческом сообществе, скорее, отличается жадностью. «Конкуренция сама по себе – вещь здоровая, - отмечает де Ваал. - Если вы трудитесь упорнее, то и зарабатываете больше. И это - нормально. Но вместе с тем, если я успешен, я вы «сидите на улице» без средств к существованию, я несу за это перед вами ответственность». Поэтому актуальным является поиск гармоничного соотношения между социальным обществом и рыночной экономикой.

На сегодняшний день, в обществе широко распространен девиз: «Если я успешен, а ты нет, это - твоя проблема». Правда, в Европе, считает де Ваал, с этим дело обстоит лучше. Здесь доминирует убеждение, что государство должно отвечать за обеспечение определенных основных потребностей своих граждан. С другой стороны, в Европе достаточно много людей, которые считают, что государство им постоянно что-то должно, и все время что-то ждут от него. Но при этом они сами не берут на себя никаких обязательств - непродуктивная позиция.

Сочувствие - существительное «женского рода»?

Де Ваал также не согласен с устоявшейся трактовкой гендерных различий в проявлении эмпатии. В частности, с расхожим мнением о том, что мужчины менее склонны к сопереживанию, нежели женщины. Ученый утверждает, что мужчины просто более искусно распоряжаются свойством эмпатии по сравнению с представительницами противоположного пола. С одной стороны, мужчины чаще вступают в конкурентную борьбу, как по своей воле, так и в силу возложенных на них социумом обязанностей. Но вместе с тем, мужская дружба отличается гораздо более высокой степенью эмпатии, чем женская. То есть, у мужчин диапазон проявления чувств гораздо шире: от наивысшей эмпатии до наивысшей конкурентности.

Де Ваал также не согласен с устоявшейся трактовкой гендерных различий в проявлении эмпатии. В частности, с расхожим мнением о том, что мужчины менее склонны к сопереживанию, нежели женщины. Ученый утверждает, что мужчины просто более искусно распоряжаются свойством эмпатии по сравнению с представительницами противоположного пола. С одной стороны, мужчины чаще вступают в конкурентную борьбу, как по своей воле, так и в силу возложенных на них социумом обязанностей. Но вместе с тем, мужская дружба отличается гораздо более высокой степенью эмпатии, чем женская. То есть, у мужчин диапазон проявления чувств гораздо шире: от наивысшей эмпатии до наивысшей конкурентности.

Групповые парадоксы эмпатии

Фундаменталисты и националисты обнаруживают в своих группах высокую степень сопереживания. В то же время, к людям других групп проявляют гораздо меньшую эмпатию, а зачастую и вовсе демонстрируют острую нетерпимость и ненависть. В психологии этот феномен получил название «фаворитизация группы своей принадлежности». Дело в том, объясняет де Ваал, человечество тысячелетиями жило замкнутыми сообществами, которые находились на больших расстояниях друг от друга. Поэтому проявление эмпатии в отношении тех, кто находится вне группы своей принадлежности - «метки» новейшей истории и серьезный вызов современному человеку. Мы вынуждены сотрудничать со многими людьми, которых едва ли знаем. И отбираем себе партнеров, исходя из своих возможностей распознать в незнакомце друга.

*/ эмпатия - способность сопереживать, ощущать эмоции и чувства другого человека как свои собственные.

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи здесь

Добавить комментарий