07.05.2021

Легко ли быть супер-мамой?
И нужно ли?

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk

Наше общество привержено идеалу матери, которого не может достичь ни одна женщина, даже если она полностью посвятит себя детям. Мама-миф - серьезная причина, по которой не могут быть решены проблемы разделения власти между полами. Представление «хорошая мать» требует своего кардинального пересмотра.

Супер-мамы в Инстаграме

Быть матерью и иметь детей - величайшее счастье, именно так это позиционирует общество. Но роль матери пугает некоторых женщин. И те, кто решается на это, вскоре узнают, что воспитание детей - иногда утомительная задача формата 24 часа/7 дней в неделю. Но любую, кто отваживается сказать что-то негативное о собственном материнстве или своих детях, по-прежнему называют плохой матерью. Поэтому большинство женщин предпочитают держать свои проблемы или разочарования при себе.

Швейцарский педагог Маргрит Штамм посвятила этой теме свою последнюю книгу «Ты не должна быть перфектной, мама!» (Margrit Stamm «Du musst nicht perfekt sein, Mama!», München Piper-Verlag, 2020)

Наше общество, пишет Штамм, привержено идеалу матери, которого не может достичь ни одна женщина, даже если она полностью посвятит себя детям. Но повсюду, в гламурных журналах и социальных сетях так называемые инфлуенсеры преподносят бесконечные парады идеальных суперматерей. Они заставляют нас поверить в то, что всегда сосредоточены на своих детях, что любят их гораздо больше, чем работу, и что деньги не имеют значения, потому что их легко добыть.

Однако в реальной жизни, продолжает профессор, у большинства женщин это выглядит иначе.

Теоретически матери могут иметь свои личные амбиции и самостоятельно зарабатывать деньги, растить детей без партнера, выбирать материнство или работу на «полную ставку». Но какую бы модель вы ни выбрали, вы всегда должны отдавать приоритет детям, даже если это приводит к полному изнеможению.

Идеал хорошей матери основан на прославлении материнства, которого никто никогда не видел. Этот «мама-миф» подкреплен нормативными принципами перфекционистского образа матери и в последние несколько лет порой создает катастрофическую конкуренцию между матерями. Многие женщины соревнуются друг с другом, чтобы установить, кто лучшая мать и у кого лучшие праздники в честь дня рождения детей, кто готовит самые полезные завтраки и кто в то же время отлично выглядит и имеет хорошую фигуру. И, прежде всего, многие матери особенно чутко реагируют на другие модели семьи, поэтому часто упоминаемая женская солидарность, на поверку – вещь не надежная, по ходу замечает исследователь.

«Материнский контроль» и его последствия

Но было бы неправильно обсуждать влияние мама-мифа исключительно негативным образом, замечает педагог. Потому что к негативным побочным эффектам может привести прежде всего не конкуренция между женщинами, а вопрос о том, насколько интенсивно практикуется материнство и рассматривается ли отец как автономный партнер с равными правами. Некоторым женщинам, которые развивают реалистичное, а не самоотверженное понимание материнства, удается добиться этого баланса в эгалитарном партнерстве.

Но в нашем исследовании, пишет Штамм, почти каждая третья мать открыто или скрытно сохраняет за собой чрезмерные обязательства по воспитанию детей, не допуская участия в этом своего партнера. «В рамках наших научных опросов матерей я часто видела, что многие чувствуют угрозу в своем материнском существовании, если мужчина хочет принять более активное участие». Мать зачастую недовольна тем, как партнер обращается с ребенком, или же, как командир указывает ему, что и как делать по дому, но все равно жалуется на бремя материнства. Это явление в науке называется «материнский контроль» («Maternal gatekeeping»).

Маргрит Штамм (Margrit Stamm) — почетный профессор педагогической психологии и педагогических наук Университета Фрибурга, Швейцария.

. Занимается исследованиями в области образования детей младшего возраста; Развитие талантов и образовательная карьера от дошкольного до позднего взросления.

Лауреат международной премии Дорон. Руководитель исследовательского института Swiss Education, автор книг по педагогике.

Маргрит Штамм

Идеал матери, ориентированной исключительно на ребенка, проблематичен по разным причинам. Во-первых, потому что, как показало наше исследование, разъясняет Штамм, 70% работающих женщин заявляют, что они несут основную семейную ответственность и поэтому не могут расслабиться или уменьшить объем своих обязанностей. В противном случае их обвиняли бы, иногда даже их собственные матери или свекрови, в том, что за детьми нет надлежащего ухода и чада плохо воспитаны. 50% опрошенных постоянно испытывают угрызения совести или находятся в депрессии, что разрушает личность. По имеющимся данным, число матерей с симптомами эмоционального истощения или выгорания, с нарушениями сна, тревогой, головными болями и т.п. за последние годы увеличилось до 30%.

Исследования, подобные исследованиям Müttergenestungswerk, показывают, что здоровье 30-40-летних женщин никогда не было таким плохим из-за двойного бремени семьи и работы. Женщинам следует освободиться от мысли о том, что они должны брать на себя главную ответственность повсюду.

Во-вторых, продолжает педагог, догма об всепоглощающем материнстве вредна для детей, потому что часто может превратиться в нездоровую форму гиперопеки, либо потакания во всем или тотального контроля. Но некоторые женщины совершенно не слышат таких предупреждений. Ваш ребенок слишком защищен? Но разве не хорошо уделять потомству особое внимание, защищать и контролировать его? Нет - таков ответ психологии и педагогики. Те, кто живет только материнством, делает все для ребенка, предупреждая все его желания, и стирая границы между собой и ребенком, сообщают ему, что мама - единственный важный человек в мире. И это также лишает ребенка возможности разорвать эту связь в детстве и развиваться как независимая личность, отделенная от матери. Детям не нужно быть перенасыщенными заботой, а также им не нужны симбиотические отношения с матерью (по Э. Фромму - распространенный вид отношений людей, реализующийся в двух формах: 1) пассивной - подчинение, мазохизм; 2) активной - господство, садизм).

Матери считаются публичными лицами, а их дети - собственностью общества

В конце концов, мама-миф - продукт нашего общества, которое стремится к контролю и надзору, заключает Штамм. Часто кажется, что матери принадлежат всей стране, потому что они растят своих детей и определяют их будущее. Нет в обществе другой группы, за которой бы также пристально наблюдали в повседневной жизни, как за материямии.

Слово «мать» очень эмоционально. У каждого есть свое мнение о том, что им следует делать, что они должны уметь делать, чтобы обеспечить наилучший уход и воспитание для своего ребенка. Им навязывают советы и критикую все и везде - в общественном транспорте, в магазине, в ресторане или во время прогулки. Все начинается с собственной матери или свекрови, но идет гораздо дальше: помимо ожиданий собственной семьи, есть рекомендации педиатров, страховых компаний и Всемирной организации здравоохранения по вопросам питания, грудного вскармливания, вакцинации и ухода.

Матери считаются публичными лицами, а их дети - собственностью общества. Отчасти это также может относиться и к отцам, но матери все же являются наиболее пристально наблюдаемой и критикуемой группой в нашем обществе. При этом высказывания посторонних в основном основаны на стандартах идеальной матери, то есть на том, хороший ли ребенок, не слишком ли шумный и не слишком тихий, но также не выглядит ли он испорченным или предосталенным самому себе. Это сказывается и на женщинах. Некоторые матери умеют противостоять критике, другие вопринимают ее как пощечину, которая бьет по самооценке и вызывает чувство вины.

Исторические корни мама-мифа

Откуда взялся этот образец для подражания идеальной матери, который так много женщин все еще хотят воплотить сегодня? Исторически он сформировался за многие десятилетия. Прежде всего, идеал матери-немки пришел из нацистской эпохи. Во времена Третьего рейха теоретик Йоханна Хаарер (Johanna Haarer) в своей книге «Немецкая мать и ее первое дитя» (Die deutsche Mutter und ihr erstes Kind) писала, как женщины должны воспитывать своих отпрысков для фюрера: со строгостью и полной преданностью. В послевоенные годы не только матери, но и женщины в целом были важнейшей опорой общества. Они сохранили семью, вырастили детей и восстановили страну из развалин. Когда мужчины вернулись из плена и снова заработали свои деньги, женщин полностью загнали обратно в дом.

В 1970-х годах исследования привязанности (Bindungsforschung) укрепили образ женщины, которая в первую очередь является матерью: такие ученые, как Джон Боулби (John Bowlby), предупреждали, что отсутствие матери отрицательно сказывается на развитии ребенка. Уход за детьми в детских садах подвергался все большей критике. Все это укрепило миф о матери. И мешало женщинам посвящать себя работе и карьере. Они легко обретали чувство вины из-за того, что оставили своего ребенка.

Несмотря на эмансипацию, давление на женщин с 1970-х годов увеличивалось, а не уменьшалось. С движением за эмансипацию в середине 70-х годов количество разводов выросло, и все больше и больше женщин выходили на работу. Внезапно все стало возможным и социально приемлемым: профессиональный рост, ведение домашнего хозяйства, подработка по утрам. Но женщинам эта свобода дорого обошлась. Теперь женщины могли иметь работу, независимость и семью одновременно. Но цель заключалась в том, чтобы пойти на работу и в то же время быть хорошей матерью. Тот факт, что работа на полную ставку и роль мамы, «скроенной» по патриальным лекалам, не возможны одновременно, игнорировался: одно исключает другое, по крайней мере, на данный момент.

Мама-миф - это не индивидуальный вопрос, а культурный мандат

Удивительно, продолжает ученый, что мама-миф не исчез на фоне серьезных достижений в деле установления гендерного равенства. Почему женщины тратят столько времени и сил на то, чтобы быть матерями? И почему поведение некоторых мам препятствует отцам заботиться о детях и участвовать в их воспитании? Потому что мама-миф - это не индивидуальный вопрос, а культурный мандат и основная причина того, почему так много женщин следуют нормам идеальной матери. Поэтому несправедливо рассматривать это явление как нечто частное. Это конструкция, переданная женщинам обществом, семейной политикой и средствами массовой информации, находит выражение в воспитании и социализации следующего поколения.

И сегодня родители воспитывают своих дочерей таким образом, что те всегда проявляют понимание к чувствам других и что именно они поддерживают порядок и спокойную атмосверу в школе. Гендерное воспитание также очень заметно в розовой одежде, куклах и детских кухнях. В результате, будучи молодыми женщинами, они позже чувствуют себя виноватыми, если им не удается сохранить гармонию в своей семье. Между прочим, отцы, которых воспитывали мальчишками, чтобы мужчина приносил деньги домой, также сталкиваются с подобной дилеммой. Многие отцы молодого поколения хотели бы проводить больше времени со своими детьми, но не решаются требовать их или меньше работать. К сожалению, эти образцы для подражания красной нитью проходят через большинство биографий, делится своими мыслями Штамм в интервью немецкому журналу Die Zeit.

К слову сказать, к отцам относятся менее критически, чем к матерям. Мужчина с коляской - герой. Ему отдают должное за то, что он вообще был вовлечен. Мужчинам не всегда легко исполнять свою роль. Однако для большего равенства матери должны быть готовы передать ответственность.

Мама-миф - серьезная причина, по которой не могут быть решены проблемы разделения власти между полами, а женщины находятся в социально, политически и экономически невыгодном положении по сравнению с мужчинами, пишет Штамм. «Когда бизнес и политика сетуют, что женщины не исчерпывают свой профессиональный потенциал, и что мужчины все еще впереди, несмотря на большую работу по обеспечению гендерного равенства, это происходит не только из-за того, что женщины слишком осторожны, но и из-за ахиллесовой пяты мама-мифа. Часто с этим связано первобытное материнское чувство необходимости делать все возможное для семьи и детей. Чтобы противостоять этому идеалу, нужна твердая уверенность в себе».

Проблематичная женственность

Если вы посмотрите на текущее исследование Shell, большинство молодых женщин хотят уйти с работы, когда создают семью, пишет Штамм. Это все еще само собой разумеющееся, и исследователи описывают это как новую, но очень проблематичную женственность. К сожалению, консервативные семейные фотографии снова стали более популярными из-за сдвига вправо в Европе. Молодые женщины, которые в Instagram представляют себя супер-мамами, укрепляют этот идеал. Эти образы также настигают женщин, которые не считают себя консервативными.

Женщины также должны спросить себя, в какой степени они способствуют этому своим поведением, продолжает ученый. Эта самокритичная перспектива также необходима для того, чтобы мама-миф с его чрезмерными требованиями воспринимался публично и социально-политически, а представление «хорошая мать» подверглось кардинальному пересмотру, пишет Штамм в своей статтье «Kinder brauchen keine Supermütter – es ist Zeit, zum Wohle der ganzen Gesellschaft den Mama-Mythos infrage zu stellen», NZZ, 20.07.2020.

Последнее оправдание этого требования - усиление мама-мифа во время пандемии. В условиях удаленной работы, вызванной изоляцией, многие матери чаще, чем раньше, брали на себя ответственность и за домашнее хозяйство, и за офисную работу. Тот факт, что так много женщин расценили это своим долгом, является признаком того, что даже в кризисе пандемии есть призыв к новому подходу. Если бы женщины могли осознать, что им больше не нужно брать на себя всю полноту ответственности за детей и дом всегда и везде, это стало бы важным шагом на пути к гендерному равенству - как для матерей, так и для отцов, заключает Штамм.

Однако это далеко не просто. Важно, чтобы изменились общественное восприятие и самооценка женщин. Даже маленьких девочек следует мотивировать не заниматься типичной женской работой, которой нельзя зарабатывать себе на жизнь. Исследования показали, что девочки в школе оценивают себя хуже, чем мальчики, если они одинаково хорошо успевают по естественным предметам. Проблема в том, что мало зарабатывающие женщины имеют меньше стимулов вернуться к работе. Женщины и их партнеры часто возвращаются к консервативной модели ухода со своим первым ребенком. Но это работает только до тех пор, пока продолжаются отношения. Многие матери забывают, что их брак может рухнуть.

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи здесь

Добавить комментарий