steven-pinker-the-better-angels-of-our-nature

Ежедневные сводки из зон военных конфликтов, ужасающие сцены разборок между преступными группировками, пальба и перестрелки в школах вызывают у нас один и тот же вопрос: «В какую пропасть скатывается человечество?» Но при этом мало кто из нас задумывается над тем, насколько жесток был мир в прошлом. Стивен Пинкер, автор не так давно вышедшей в свет книги «Лучшие «ангельские» черты нашей натуры: почему насилие сокращается» (Steven Pinker «The Better Angels of Our Nature: Why Violence Has Declined», Viking, NY) убедительно доказывает, что в былые времена по части насилия и жестокости ситуация была гораздо хуже.

steven-pinkerСтивен Пинкер – профессор психологии Гарвардского университета (США). Его научные интересы фокусируются на исследовании человеческой природы, в частности языковых и мыслительных процессов. С. Пинкер – один из немногих ученых, серьезно занимающихся психологией насилия.

«Неестественный» отбор

Рабство, садистские истязания и грубый произвол являлись атрибутами человеческого существования в течение многих тысячелетий: Пинкер приводит более ста таблиц, цифры которых просто шокируют среднестатистического обывателя. Именно статистика убийств подтолкнула Пинкера к изучению истории насилия. Ученого глубоко поразили показатели насильственной смертности по Британии 14-го века, в 30-100 раз превышающие современные цифры. Что совсем не стыкуется с расхожим представлением о средневековье как мирной пасторали дружелюбных крестьянских сообществ. Сегодняшний же день, наоборот, предстает в воображении подавляющего большинства как леденящая душу мозаика войн, террора и беспредела организованной преступности.

Взглянуть иначе на многие вещи Пинкеру помогла также книга Лоуренса Кили «Война до цивилизации» (1996): приведенное в ней число убитых в охотничьих и собирательских племенах просто затмило собой показатели смертности во время войн таких современных государств, как Германия в 20-ом столетии или Франция в 19-ом. Эти цифры сильно меняют представления об издержках и выгодах цивилизации.

Чтобы собрать такой обширный статистический материал, Пинкеру пришлось глубоко погрузиться не только в исторические архивные материалы, на даже в доисторические. В частности, обратиться к данным судебной археологии: деформированные от побоев скелеты и черепа, стрелы, застрявшие в костях, являются такими же научными фактами, как и фортификационные укрепления доисторических времен. А документы уже нашей эры просто переполнены свидетельствами о распятиях на кресте и других жестокостях, которые в древности были частью повседневности.

Картина убийств и насилия прошлого тысячелетия вырисовывается на основе множества документов, сохранившихся в архивах европейских стран. В частности, по убийствам, это – военные отчеты со статистикой о погибших. А исследования социологов и политологов, в которых отслежен практически каждый аспект человеческой жизни позволяют составить достаточно полное представление о таких явлениях, как жестокое обращение с детьми, домашнее насилие, сексуальное надругательство и так далее.

Неужто мы изменились?

Характеризуя же современную ситуацию, Пинкер отмечает, что многие явления, такие как рабство, варварские обычаи жертвоприношения, сожжения еретиков и многие другие кровавые расправы практически исчезли из обихода. Как и исчезли войны между развитыми странами. И даже в развивающихся странах во время военных столкновений сегодня гибнет гораздо меньше людей, чем это было даже несколько десятилетий назад. Разбой, кровавые бунты, преступления на почве ненависти, в том числе этнической и религиозной, жестокое обращение с детьми, жестокость по отношению к животным – статистические показатели по всем этим видам насилия существенно снизились.

Проведенное ученым сопоставление эпох по показателям насилия и форм жестокости, вызывают целый ряд вопросов: В чем же причины сокращения насилия? Что побудило людей прекратить убивать детей, принося их в жертву, и перестать забавляться, потроша преступников и поджигая кошек? Неужто человеческая натура претерпела такие серьезные изменения?

Ключ к объяснению снижения насилия Пинкер видит в противоречивости человеческой натуры. А именно в наличии «демонических» черт, склоняющих людей к насилию (таких как месть, садизм, и нетерпимость к чужакам), и черт «ангельских», сдерживающих от него.

Выгоды цивилизации

По мнению Пинкера, благодаря становлению и развитию государственности (в частности, социальных институтов, олицетворяющих собой «третейскую» функцию в урегулировании споров: суды и полиция с монополией на законное применение силы), люди все более и более обуздывают свои «дикие» импульсы, сочувствуя и сопереживая другим.

Также, по утверждению ученого, сокращению убийств способствует развитие товарообмена, коммерции и торговли. Рыночные отношения придают большую ценность живым, нежели мертвецам: люди все более склоняются к выгодной сделке, нежели к грабежу. Соответственно, они пытаются понять, чего хотят и в чем нуждаются другие. А это уже приводит в действие механизмы взаимного альтруизма, как их определяют биологи-эволюционисты, в противоположность грубому доминированию.

Расширение же торговли до международных масштабов способствует формированию и распространению идеи космополитизма, вытесняя из общественного сознания ранее господствующие в нем идеологии захвата и уничтожения, основанные на ненависти и нетерпимости к иноверцам и инородцам.

Снижение насилия, по мнению Пинкера, прямо связано с повышением грамотности людей, развития разных форм просвещения, в том числе и журналистики, популяризация истории и науки. Все это – средства, позволяющие человеку увидеть мир с точки зрения представителя иной культуры, вероисповедания, социального статуса и политических интересов.

Феминизация, по глубокому убеждению ученого, – еще одна причина снижения насилия. При прочих равных условиях, мужчины более склонны к жестокости. Поэтому законодательное признание прав женщин способствует общему снижению уровня насилия.

Все эти факторы в совокупности, считает Пинкер, ослабляют человеческое искушение насилием. То есть, под влиянием цивилизации серьезно изменились сами формы проявления насилия.

Хотя ученый допускает, что в ходе исторического развития претерпела изменения и сама психика человека: были усилены положительные, миролюбивые черты человеческой натуры, по крайней мере, в последние столетия нашей эры. В то же время, отмечает Пинкер, некоторые показатели снижения насилия зафиксированы уже в новейшей истории, и их невозможно объяснить естественным отбором, так как он требует гораздо большей частотности в смене поколений.

Таким образом, заключает ученый, изменения человеческой натуры все же больше вызваны внешними обстоятельствами, нежели генетическими мутациями, хотя и не исключается возможность последних. И в его книге подробно описана биологическая возможность таких изменений.

«Убийственная» информация

Сама логика исследований Пинкера приводит к опровержению устоявшегося мнения о том, что мы живем в невероятно жестокую эпоху. Живучесть таких представлений ученый видит в наших психологических особенностях восприятия информации. В первую очередь, это «историческая близорукость»: чем ближе мы к настоящему моменту, тем более точные и подробные отчеты оказываются в нашем распоряжении. Это, по мнению ученого, – главная причина подобных представлений: «Мы узнаем о каждой резне, которая имела место в недавнем прошлом, в то время как дела давно минувших дней воспринимаются нами, как деревья, падающие в безлюдном лесу, чтобы это кто-то мог услышать».

Более того, Пинкер констатирует, что исторически изменилось и само представление о насилии. «Буквально столетие назад высшая мера наказания была нормой жизни. Карманников вешали. Сегодня самого порочного серийного убийцу безболезненно лишают жизни после длящегося десятилетиями апелляционного процесса. Мы походим на монахинь, держащих свечи», – подытоживает ученый.

На современное представление о насилии, считает Пинкер, также влияет такое свойство психики, как любопытство – «кровь продается» средствами массовой информации: «Никто не заинтересуется сообщением о том, что вчера в Буэнос-Айресе несколько сотен человек умерло во сне. Но если бы пять из них были взорваны, это уже стало бы новостью». По обыкновению, в прессе более широко и подробно сообщается о начале конфликта, и гораздо реже – о его завершении. И если в табличной форме систематизировать все убийства в пропорции ко всем смертельным случаям или же в пропорции к численности населения, то нетрудно обнаружить, что представления об особой жестокости нашего времени не соответствуют реальности.

Это должен знать каждый

Помимо интересных научных и исторических фактов, новая книга Пинкера содержит важный мировоззренческий посыл – люди должны быть благодарны цивилизации за такие ее институты, как правительство и система судопроизводства, которые сегодня воспринимаются нами как само собой разумеющиеся вещи. Сила закона, просвещение, космополитизм, движения за права женщин – все это безусловные достижения цивилизации, что необходимо каждому из нас осознать, и не ностальгировать по прошлым временам, когда представления людей о мире были гораздо примитивнее.

Это относится также к торговле и коммерции. Многими интеллектуалами капитализм все еще воспринимается как нечто «грязное». Но многочисленные исследования убедительно показывают, что открытые экономические системы и свободная торговля намного слабее коррелированы с геноцидом и войной. Также есть огромный поток романтичной ностальгии по прошлому среди многих секторов интеллектуальной жизни – религиозные «правые», зеленые «левые». И Пинкер своей новой книгой напоминает, что современность, несмотря на все ее проблемы, отмечена многими достижениями, в частности снижением жестокости и насилия.

И в этом смысле практическое значение новой книги Пинкера трудно переоценить – ведь само представление о жестокости мира, складывающееся у каждого из нас, может быть либо «спусковым крючком» к проявлению насилия и жестокости по отношению к окружающим (да, мир таков, и в нем это есть норма – война и обычай все «спишут»), либо стать внутренней причиной, сдерживающей человека от агрессии и грубости (да, уже другое «тысячелетье на дворе» – варвар и дикарь уже не «герои нашего времени»).

Светлана Александрова Линс
____________________________
При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал “В загранке” обязательна.

Адрес статьи: https://vzagranke.ru/obmen/novosti/mezhdu-angelom-i-besom.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>
к рубрике >>

У этой записи один комментарий

  1. Olga

    Огромное спасибо за просветительную статью. Она тем более необходима для объективной оценки современной реальности, что, согласитесь, очень даже не лишне для каждого критически мыслящего человека. Я реально испытала некоторое облегчение. Еще раз спасибо и, пожалуйста, больше таких статей.

Добавить комментарий