07.06.2018

Переиграть боль

y34yt-2sJsQKqvzcwnlCyA
Фото: blog.logos.com
Share on facebook
Share on twitter
Share on vk

Физические страдания переносятся тем легче, чем меньше мы обращаем на них внимание. Голландская клиника Martini помогает пациентам ожогового отделения справиться с болью с помощью виртуальной реальности.

Отвлечь внимание от боли

Идея отвлечь пациента во время неприятных, а иногда трудно переносимых медицинских процедур, не нова. Например, с помощью известной хитрости, которую используют в детской стоматологии, можно сделать терпимым визит ребенка к зубному врачу. Чтобы отвлечь детей, их забавляют плюшевыми игрушками и книжками с яркими картинками. У взрослых это работает аналогично, и не так давно в голландских клиниках пациентов снабжают 3-D-очками, в которых используются видеофильмы, перемещающие больных в виртуальные миры, полностью отвлекающие внимание от болезненных процедур, сообщает Transatlantic Journal.

Фото: blog.logos.com

А началось все с того, что голландец Раймонд Ван ден Хювель после автокатастфоры на долгое время попал в ожоговое отделение клиники Martini в Гронингене ( Нидерланды). В результате аварии 7% его кожного покрова были сожжены — на левой руке и голенях обеих ног. Врачи сначала надеялись, что раны затянутся без серьезного хирурхического вмешательства, но через три недели они в итоге пересадили кожу с бедер на голени. И нужно было ежедневно менять повязки, обрабатывать раны и наносить мази. Чтобы выжить во время этих очень болезненных процедур, Ван ден Хювель погружался в игру в виртуальную реальность, его историю рассказал корреспондент немецкого журнала «Штерн» (S. Ibing Den Schmerz Ausspielen, Stern, No 18, 26.04.2018, S.103- 104).

Двигаясь по сюрреалистичному ландшафту, ему нужно было разрушить, как можно больше стеклянных объектов по пути следования: синие мерцающие кристаллы, пирамиды, кубоиды и призмы. Он концентрировался на эти цели и выстреливал в них серебряными пулями с помощью кнопки на 3-D-очках, которые он в это время одевал. Из наушников был слышен звон разбитого стекла на фоне электронной музыки. Виртуальная реальность игры «Smash hit» в течение нескольких недель притягивала внимание Раймонда Ван ден Хювеля, выполняя роль заклинания. Он не замечал, как медсестра меняла повязки на его ногах, и не слышал, что врачи говорили о его ранах.

Виртуальная реальность и медицина

Обычно, пациенты с тяжелыми ожогами испытывают невыносимую боль во время обработки ран, даже если они получают мощные дозы опиоидов, таких как морфин. Увеличение дозы, как правило, невозможно: слишком сильны побочные эффекты, как тошнота или наркозависимость. Поэтому пациенты нуждаются в дополнительных нелекарственных методах лечения, таких как, например, погружение в виртуальную реальность (VR). Давно используемая в игровой индустрии, виртуальная реальность уже в течение нескольких лет применяется и в медицине.

Врачи выяснили, что наше восприятие боли сильно зависит от того, с какой интенсивностью сконценрировано внимание на ней, ибо наша способность к вниманию ограничена. Поскольку виртуальную реальность обеспечивает комплексные стимулы и эффект присутствия в новой среде, этот метод более перспективен, чем другие стратегии отвлечения внимания, такие как прослушивание музыки или просмотр телевизора.

Авария, в которую попал Ван ден Хювель, произошла в августе прошлого года. Он тестировал спортивный автомобиль, владелец автомобиля сидел рядом с ним. Когда они миновали круговую развязку, мотор внезапно вышел из строя. Ван ден Хювель повернул ключ зажигания, и автомобиль тотчас загорелся. Однако он успел отстегнуть ремень безопасности. «Мне хватило 20 или 30 секунд, чтобы выбраться из машины, — рассказывает Ван ден Хювель. — Затем я прыгнул в ров, который оказался рядом». Пассажир остался невредим.

В тот же день Ван ден Хювель поступил в ожоговый центр клиники Martini. В течение первых двух недель он лежал в изоляторе с дистилированным воздухом, чтобы не инфицировать ожоговые поверхности на теле. Сюзанна Блокзижл (Susanne Blokzijl), медицинский психолог этой клиники привлекла опыт Ван ден Хювеля для своей научной работы: она изучает воздействие виртуальной реальности на болевые ощущения пациентов с ожогами в период первых четырех смен повязок.

Справиться с паническим страхом

На сегодняшний день насчитывается около 30 пациентов, попавших в орбиту ее научного исследования. В этой клинике все больше и больше пациентов теперь регулярно используют 3-D-очки. Ван ден Хювель стал использовать эти очки уже через четыре дня после поступления в клинику. У него было десять фильмов и игр на выбор — он остановился на «Smash Hit» и преодолел все ее одиннадцать уровней к концу пребывания в больнице. Ван ден Хювель становится серьезным, когда говорит о своей боли сегодня: «Даже с морфием это было тяжело, особенно в первые дни после аварии. Иногда врачам и медсестрам приходилось делать перерывы во время перевязок, когда это было слишком тяжело для меня. Перенести боль и страх перед процедурами удалось лишь благодаря виртуальной реальности».

Уже в 2000 г. Хантер Г. Хоффман (Hunter G. Hoffman) со своими коллегами из Вашингтонского университета в Сиэтле опубликовали результаты своих исследований о положительном влиянии виртуальной реальности во время обработки ран у пациентов с ожогами второй степени. Испытуемые погружались в виртуальный снежный мир, специально предназначенный для этой группы пациентов. С того времени многочисленные исследования подтвердили эффект уменьшения боли: от 30 до 50 процентов облегчения страданий больных. Воздействие виртуальной реальности было впервые опробовано в клинике Мартини десять лет назад. Но в то время аксессуары еще были сложными и дорогими: оборудование, используемое Хоффманом, стоило в то время десятки тысяч долларов, а «Снежный мир» был еще очень размытым. Сегодня качественные приборы стоят всего несколько сотен долларов.

Сама идея использования виртуальной реальности абсолютно увлекательная, говорит Йоахим Зусс (Joachim Suss), главный врач педиатрической хирургии в Католическом детском госпитале Вильгельмстрифт (Katholischen Kinderkrankenhaus Wilhelmstift) в Гамбурге. В настоящее время он ищет коллег, чтобы представить VR-терапию в немецких клиниках. Не только для обработки ран после ожогов, но и во время последующей реабилитации. Потому что часто дряблая в рубцах ткань сильно ограничивает в движениях детей, растущих очень быстро. Взрослые пациенты с ожогами также страдают, например, при поражении кожи на суставах. Физиотерапия необходима в послеоперационный период, и это связано с постоянно вызываемой болью. «Трудно объяснить шестилетнему пациенту, что так должно быть», — говорит Зусс. Врач надеется найти игровой подход через виртуальную реальность, чтобы дети смогли справиться с паническим страхом. «Потому что страх перед болью серьезно усиливает ее», — говорит он.

Справиться с паническим страхом

Блокзижл рассказывает, что в клинике Мартини некоторые медсестры поначалу были настроены скептически к применению игр. «Очки вирутальной реальности прерывают прямой контакт с пациентом, — говорит она, — это противоречило ценностям и нормам персонала». Теперь и другие отделы больницы Мартини перенимают опыт Ожогового Центра по использованию терапевтического эффекта вирутальной реальности, такие как отдел по очистке крови, детское и отделение интенсивной терапии.

Пациенты нередко проводят недели в стационаре, некоторые страдают, ощущая себя заключенными. С помощью технологии виртуальной реальности пациентам больницы Мартини предоставляется возможность оказаться и в удаленных, реально существующих мирах. Например, они могут посещать семейные праздники или навещать своих друзей, не покидая больничной койки. С помощью миниатюрного пластикового робота «VRiendje», что в переводе с фламандского означает «маленький друг». В него вмонтирована камера с разверткой на 360 градусов. С помощью «VRiendje» юный пациент ожогового центра клиники был «помещен» за парту в его классе. Посредством камеры ребенок погрузился в привычное окружение и смог осмотреть класс со своего места.

В Германии эта технология также уже используется в различных областях медицины. Например, с 2014 года экспозиционная терапия виртуальной реальностью является частью рекомендаций по лечению некоторых фобий: пациенты, которые боятся пауков, фактически сталкиваются с животными. Пациенты с инсультом используют приложения виртуальной реальности во время неврологической реабилитации. Пациенты с искусственными суставами гораздо быстрее адаптируются с помощью виртуального тренажера. Такие тренажеры также используются для лечения хронических болей в спине.

Риски и ограничения применения приложений виртуальной реальности

Тем не менее, на данный момент нет долгосрочных исследований терапевтического влияния виртуальной реальности. Вот почему философы и ученые Майкл Мэдари (Michael Madary) и Томас Метцингер (Thomas Metzinger) еще в 2016 году описали связанные с этим риски. «Это не новый препарат или хирургическая техника — это совершенно новая технология, — говорит Мэдари. Он критически относится к тому, что приложения виртуальной реальностии не классифицируются как медицинские средства: «Любой может утверждать, что у них есть медицинские преимущества при маркетинге приложений виртуальной реальности. Это делается без соответствующих исследований, то есть это не регулируется». Он видит в этом опасность, особенно для пациентов с психическими заболеваниями, такими как депрессия, биполярное расстройство или шизофрения, эти симптомы могут усиливаться при применении виртуальной реальности.

Блокзижл не включает в свое исследование пациентов с выявленными психическими заболеваниями. Ибо терапия посредством виртуальной реальности должна не только облегчать боль, но и приносить общее удовлетворение пациента, положительно влияя на его психику, что предполагает успех лечения. Если пациенты тревожны или грустны, Блокзижл полагает, что отвлечение внимания с помощью очков виртуальной реальности также менее эффективно. Может ли Ван ден Хювель подтвердить этот тезис? Он справился с болью, теперь смеется. У него никогда не было плохого настроения, ибо ему помогала игра «Smash Hit».

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи здесь

Добавить комментарий