«Божественный порядок» - как его свернули в Швейцарии


7 февраля 1971 года в Швейцарии женщины получили право голоса и участия в выборах.
Художественная кинолента «Божественный порядок» о долгом пути швейцарских женщин к избирательной урне - удачный микс исторического фильма, драмы и комедии.
Постыдный курьез
А все началось еще в 1868 г. Тогда женщины кантона Цюрих впервые попытались добиться пересмотра кантональной конституции касательно права голоса – не получилось. Прошло еще 103 года до того исторического момента: 7 февраля 1971 года в Швейцарии женщины получили право голоса и участия в выборах, что знаменательно, путем референдума, в котором голосовали только мужчины.
Швейцария является одной из последних стран, где женщинам законодательно предоставлено избирательное право. Но почему эта борьба так затянулась? «Отчасти это было связано с прямой демократией», - считает Франциска Шуцбах, социолог и гендерный исследователь Базельского университета, отвечая на этот вопрос швейцарскому журналу М-Магазин. «В других странах решение принимал парламент, где для победы было легче набрать большинство голосов».
Да, сыграла и прямая демократия. Но не стоит перекладывать всю ответственность на народ. Уже в 20-е годы оформилось движение за предоставление женщинам избирательных прав, которое обратилось к правительству с политической инициативой. Тем не менее, Федеральный совет отложил ее рассмотрение в долгий ящик. То есть, политическая элита в Швейцарии могла бы поддержать женщин, как это произошло в других европейских странах. Но они этого не сделали.
Также оказала влияние «духовная оборона», сформировавшаяся в обществе в годы Второй мировой войны. «К тому же пропагандировалась традиционная ролевая модель, согласно которой женщина должна заботиться о доме и детях. И ничего другого. Те, кто думал иначе, быстро становились предателями родины (Landesverraeterin) - и рисковали жизнью».

Петра Вольпе, сценарист и режиссер фильма «Божественный порядок», в своем интервью «Sonntags Blick Magazin» также отмечает, что история введения швейцарского женского избирательного права - болезненный и постыдный курьез. Успеху самоотверженной борьбы швейцарских женщин, которую они вели не одно десятилетие, во многом способствовало мощное международное политическое давление.
А именно, отказ женщинам в праве голоса был нарушением Европейской конвенции по правам человека. Поэтому, когда в 1963 году Швейцария по политическим причинам подписала эту Конвенцию, женское бесправие в стране стало объектом критики и насмешек со стороны международного сообщества. Что и дало толчок предоставлению женщинам избирательного права – вдруг за это выступили все политические партии страны.
История свидетельствует
Выбор названия «Божественный порядок» не случаен – ведь, вплоть до 70-х годов в Швейцарии господствовало убеждение: это против божественного порядка, если женщины занимаются политикой. Якобы сам бог установил роли для каждого пола. Женщина следит за домом, детьми, семьей. И если разрушить этот божественный порядок, то все будет повергнуто в хаос. Воспроизводился такой почти апокалиптический сценарий.
Сюжет фильма вымышлен, но основан на тщательно выверенных исторических фактах. В реализации этого Петре Вольпе посчастливилось отыскать архивы суфражистки Марты Гостели, где было много интересных фактов и деталей. Например, были чеки от сбора денег анти-суфражисток, титушек в современном их определении, на проведение акций против введения избирательного права для женщин. В этом же архиве были записи, свидетельствующие, что одна разгневанная домохозяйка поцарапала свою противницу. Хотя отнюдь не осознавала себя как политического актора, но была в ярости от того, что даже женщины пытаются воспрепятствовать предосталению женщинам право голоса.
Главная героиня фильма, Нора - сдержанная, скромная женщина. Тем не менее, она убедила односельчанок в необходимости забастовки. И такая женская забастовка действительно имела место в 1959 г. Когда в кантоне Базель в первый раз было отклонено избирательное право для женщин, бастовали школьные учителя. Об этом писала даже «Нью-Йорк Таймс». Это была поистине великая акция.
Тогда и многие женщины в Швейцарии были против предоставления им избирательного права. И в фильме также есть соответствующий персонаж - влиятельная бизнесвумен, которая агитирует в деревне против равного избирательного права. На самом деле, противницы избирательного права женщин часто были высокообразованными: фармацевтами, юристами, врачами. Это были представительницы швейцарской буржуазии с высоким статусом и богатыми мужьями. Проще говоря, они не хотели, чтобы их кухарки получили право голоса. Они не желали разделить с ними власть.
На обочине истории
Фильм «Божественный порядок» - это эмоциональное путешествие в сельскую швейцарскую глубинку 70-х годов прошлого столетия, позволяющее зрителю оказаться свидетелем того исторического прорыва – обретения женщинами избирательного права. Показанный в программе кинофестиваля «Золотурн» и анонсированный как комедия, этот фильм вызвал, однако, у зрителей целый каскад самых разных чувств – многие в зале плакали. Как говорит Петра Вольпе в своем интервью журналу «Аннабель», «юмор и боль часто сопутствуют друг другу. Один плачет от радости или смеется от боли, в фильме все так же, как и в жизни. Он берет за душу именно потому, что в нем показана несправедливость, господствовавшая на протяжении веков и сохраняющаяся до сих пор. Это вызывает печаль и гнев».
В 1971-м, когда мир кипит и бушует - Вудсток, сексуальная революция женщин, антивоенные протесты, жизнь главной героини фильма Норы, как и ее односельчанок, течет в устоявшемся веками русле, незамысловата и предопределена. Она - жена, мать и домохозяйка. В ее аппенцелльской деревушке все, как всегда: Нора стирает и гладит белье, ухаживает за вечно сидящим за газетой лицемером-тестем, не упускающим случая порассуждать о том, как должна одеваться и вести себя замужняя женщина, в то время как сам прячет под матрасом порножурнал.
Нора покорно сносит свою судьбу, и даже вполне довольна своей жизнью, пока не натыкается на объявление в газете об открывшейся вакансии, делопроизводителя в туристическом агентстве. Она хочет устроиться. И семейная идиллия разрушается. Нора не может пойти на работу даже на неполный день без одобрения мужа. Ее муж, уважаемый ремесленник, против: мать принадлежит дому - что подумают его коллеги по работе? Он отрицает само ее право на труд - вне дома. Жена оказывается зависима от мужа по собственной воле - как в частном порядке и в социальном плане.
От частного конфликта к политическому протесту
Отказ мужа не прошел бесследно – у Норы начало кипеть и копиться внутреннее недовольство. А тут подвернулся повод, политизировавший довольно распространенный в те годы, да и сейчас нередко встречающийся частный конфликт. Ханну, дочь ее сестры заперли ввиду того, что та нарушила вековые устои во имя своей личной свободы.

И Нора решилась на борьбу не только для себя, но вскоре и для всех других женщин в деревне. На что возникает возможность – ее муж в отъезде, и подруга, бывшая хозяйка ресторана, активно поддержала ее.
Когда Нора начинает кампанию за предоставление женщинам избирательного права, это оказывается серьезной встряской для ее семьи и всей деревни. Не удивительно, что она настраивает против себя все мужское население деревни. Однако несмотря на сопротивление, Нора поняла, что стоит бороться. Нашлись и другие женщины, которые присоедились к бунтаркам. Они даже решаются поехать в Цюрих, чтобы участвовать в демонстрации за установление женского избирательного права.

По ходу они попадают на семинар, его ведет девушка-хиппи и рассказывает о женской сексуальности и подавленных желаниях. И тут женщины начинают понимать, насколько они забиты и внутреннее зажаты. Этот эпизод очень знаменателен – истинное высвобождение начинается с новых ощущений себя, своей природной сути, задавленной социальными условностями.
Дань памяти и образцы для подражания
Несмотря на то, что в основе фильма лежат исторические события, в нем достаточно юмора и иронии - добрая доля сарказма сквозит уже в самом названии фильма. В фильме действительно серьезная тема не угнетает зрителя, она шутливо обыграна, в то же время с большим тактом, без передергивания и по-человечески тепло. Характеры в фильме выписаны с почти нежной заботой: все персонажи из плоти и крови, а не выбитые в граните «пламенные революционерки». Никаких назиданий, а доброе, но проницательное отражение тех знаменательных событий и дань памяти, так отозвалась на этот фильм газета «Нойе Цюрхер Цайтунг».
Хотя и здесь символы того времени деликатно вплетаются в канву сюжета – когда героиня подчеркивает свою политическую приверженность новой прической и сменой гардероба степенной замужней женщины на более провокационный верх и брюки. Но чаще дух времени семидесятых тщательно реконструируется тонкими смысловыми деталями на различных уровнях, как то: кислые мины на лице женщин, которые в первый раз в жизни отхлебнули сильный эспрессо в сельском ресторане, который перешел в управление итальянкой! И вы буквально погружаетесь в те мятежные, но интересные в своих стремительных изменениях годы.
Да, поколение 70-х может гордиться своими социальными достижениями. И у сегодняшней молодежи есть прекрасные образцы для подражания в части силы духа и решимости решать свои проблемы. Ведь и сегодня, 46 лет спустя, многие проблемы социально-правового равенства полов не решены, в частности равной оплаты труда. Возможность работать и расти в профессиональном плане у женщин появится тогда, когда общество пересмотрит свои представления о гендерных ролях. А именно, то, что мать принадлежит своим детям, как говорит муж героини фильма, в той же мере, им принадлежит и отец. И до тех пор, пока в Швейцарии не узаконят отпуска по отцовству (за что, к слову сказать, в Швейцарии активно борятся мужчины – прим. С.Л.), в обществе будут воспроизводиться старые устои, убеждена Петра Вольпе. Интересно в связи с этим, о чем будет ее следующий фильм.
Фильм «Божественный порядок» интересен не только молодежи, но и всем нам, иммигрантам. Отраженные в нем события позволяют лучше понять как особеннности швейцарского менталитета, так и те ценности, на которых держится современный западный мир.
Статья была опубликована в 2017 г., актуализирована в 2021 г.
При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.
Адрес статьи здесь

АВТОР:
Светлана Александрова Линс