«Быстрая мода» не спешит в утиль


Дебаты о климате формируют потребность в более рациональном потреблении. Что привело не просто к небывалому доселе расцвету секонд-хэнда, но и его стуктурному изменению. Он пополнился вещами сектора быстрой моды.
Как одежда превратилась в нерентабельный мусор
Это было что-то неслыханное: в начале сентября сего года в Гамбурге закрыли все 120 контейнеров для сбора ненужной одежды у населения. И не только ввиду того, что жители выбрасывали в контейнеры также и бытовые приборы, и садовую мебель.«Гораздо больше проблем вызывает постоянно ухудшающееся качество одежды», - сообщил управляющий директор Texaid Мартин Бешен щвейцарскому журналу Beobachter.

Texaid перерабатывает бывшую в употреблении одежду, как в Германии, так и в Швейцарии. «Тенденция к быстрой моде (Fast Fashion) поставляет нам тонны поношенной одежды. Но она также недолговечна, и ее трудно продать на вторичном рынке». Кроме того, переработка становится более дорогостоящей, поскольку все больше и больше тканей, в которых смешивают натуральные волокна с синтетическими, и их трудно отделить. «Некоторые ткани нельзя использовать даже в качестве половых тряпок», - продолжает Бешен.
В Швейцарии Texaid пока не планирует закрывать свои пункты приема поношенной одежды. «В отличие от Гамбурга, мы справляемся. Проблема смесовых тканей здесь не такая уж серьезная», - говорит Бешен. Однако Роланд Тегтмайер, начальник отдела обслуживания клиентов компании Tell-Tex, номер два на швейцарском рынке переработки поношенных вещей, заявляет: «Мы находим кофейные капсулы и электронную технику в контейнерах с одеждой. Так не может продолжаться».
Texaid и Tell-Tex сотрудничают с гуманитарными организациями, которые получают часть выручки от реализации и переработки поношенной одежды и обуви. Это продажа добротных вещей через секонд-хэнды в самой Швейцарии, но особенно в восточных странах.Texaid ракже поставляет вещи в Африку. Доход от продажи используется для перекрестного финансирования переработки неликвидной одежды в пряжу, в том числе и для производсва тряпок для уборки и изоляционных ковриков.
Так было, пока быстрая мода не заполонила прилавки и соответственно контейнеры поношенной одежды. Она стала главной проблемой для фирм, занимающихся утилем. «На рынке просто слишком много плохой одежды», - говорит Бешен. Крупные модные сети, такие как H&M и Zara, ежегодно поставляют в магазины от 12 до 24 новых коллекций. Они часто используют ткани, в которых натуральные волокна смешаны с синтетическимии. С начала нового тысячелетия мировое производство такой одежды увеличилось более чем вдвое. «Если ничего не изменится, переработка этого утиль-сырья перестанет быть рентабельной», - заключает Тегтмайер.
Еще одна причина, по которой переработка поношенных вещей становится все более проблематичной. Во Франции производители и розничные торговцы должны финансировать переработку сдаваемой в утиль одежды. ЕС обязывает также и страны Восточной Европы внедрить такой порядок с 2025 г. В Китае такая практика уже введена.
Ассоциация Swiss Recycling, объединяющаяя швейцарские организации по переработке отходов, также рассматривает этот подход как оптицю к решению проблемы: «Добровольные взносы на переработку отходов со стороны производителя и продавца, которые практикуются в переработке других отходов. Установление государством платы за утилизацию возможно только в том случае, если принцип добровольности не срабатывает», - говорит управляющий директор Патрик Гейссельхардт.
«Потребителям необходимо переосмыслить своем отношение к вещам»
Есть надежда, что в этом не будет необходимости. «Однако для этого потребителям необходимо переосмыслить своем отношение к вещам», - говорит Мартин Бешен. Одежда должна служить как можно дольше, переходя от ее первого покупателя к другим через секонд-хэнды. В дополнение к этому требуются более качественные и чистые материалы, которые могут быть переработаны в пряжу в конце их жизненного цикла.
Есть надежда, что в этом не будет необходимости. «Однако для этого потребителям необходимо переосмыслить свое отношение к вещам», - говорит Мартин Бешен. Одежда должна служить как можно дольше, переходя от ее первого покупателя к другим через секонд-хэнды. В дополнение к этому требуются более качественные и чистые материалы, которые могут быть переработаны в пряжу в конце жизненного цикла вещи.
Что касается увеличения срока использования одежды, в этом направлении есть хорошие новости. Рынок сэконд-хенда не просто расцвел в последнее время, но и претерпел серьезные структурные изменения. А именно, он пополнился вещами сектора быстрой моды. Текущие примеры - Zalando и H&M, стремящиеся улучшить свой имидж в условиях все большего утверждения принципа устойчивости в общественном сознании.
Следует заметить, что экономика замкнутого цикла уже давно обосновалась на рынке моды. Все больше и больше потребителей не хотят просто выбрасывать использованную одежду и обувь, а ищут способы, как сделать их доступными для повторного использования. По мнению исследователей рынка, страх контакта при надевании курток, платьев или брюк, которые кто-то уже носил, также исчезает, сообщает немецкий журнал «Die Welt».
Согласно прогнозу консалтинговой фирмы Boston Consulting Group, в ближайший год перепродажа бывшей в употреблении модной одежды класса люкс по всему миру достигнет 36 млрд. долл. США. Это соответствует примерно 9% всего рынка предметов роскоши.
Не только намерение потребителей приобрести хорошую одежду за небольшие деньги привлекает клиентов к переработчикам, но, возможно, даже больше необходимость защиты окружающей среды. Сообщения об уничтожении сотен миллионов новых или почти неношеных предметов одежды каждый год в одной только Германии встревожили многих.
Швейная промышленность, и особенно ее сектор быстрой моды, также является одним из крупнейших убийц климата - и одним из самых быстрорастущих. Используется много воды и пестицидов, чтобы производить одежду быстро и дешево. По оценкам Гринпис, с начала нового тысячелетия количество предметов одежды, производимых во всем мире, увеличилось вдвое и составило более 100 млрд. штук. Согласно исследованию Barclays Bank, на эту отрасль приходится около 8% мировых выбросов парниковых газов. Это превышает выбросы всего воздушного и морского транспорта.
Экологичный ответ мира «быстрой моды»

Cеть магазинов одежды H&M представила машину по переработке текстиля, получившую название Looop.
В Стокгольме, в одном из магазинов H&M, появился стеклянный короб, внутри которого установлена автоматика по переработке текстиля, с которой работает персонал магазина. Работники очищают одежду, измельчают ее и плетут пряжу из полученного волокна, после чего создается новая ткань, из которой можно шить одежду. Процесс создания вещи занимает около пяти часов.
Отмечается, что машина по переработке одежды не использует химические соединения либо воду, что позволяет сделать процесс переработки более экологичным, чем процесс производства одежды с нуля. Жители Стокгольма могут сдать старую одежду, заплатить от 11 до 16 долларов и через несколько часов получить новый шарф или свитер.
Компания хочет показать клиентам процесс переработки и замотивировать их приносить старую одежду. экологичным, чем процесс производства одежды с нуля.
По словам главы отдела устойчивого развития H&M Паскаля Бруна, машину по переработке создали не для запуска процесса трансформации старых вещей в новые в промышленных масштабах, а для того, чтобы обратить внимание посетителей магазинов на проблемы экологии. Таким образом H&M стремится вдохновить покупателей чаще сдавать старую одежду в магазины. Looop — это первая в мире система для переработки текстиля в магазинах.
Инновационная технология, которая легла в основу Looop, разработана Гонконгским научно-исследовательским институтом текстиля и одежды (HKRITA) в сотрудничестве с фондом H&M Foundation. В настоящее время Looop — это единственная в своем роде система по переработке текстиля, но планируеncy установить еще несколько таких систем.
Кроме того, Гонконгский научно-исследовательский институт текстиля и одежды (HKRITA) будет массово лицензировать эту технологию, чтобы помочь сделать производство в текстильной отрасли более экологичным. Это важно, так как в будущем мы должны снизить нагрузку на ресурсы нашей планеты. Один из способов сделать это — использовать то, что уже произведено.
«Эх раз, еще раз...»
Покупка же подержанной одежды продлевает срок ее службы. И по мере того как дебаты о климате формируют потребность в более рациональном потреблении, все больше и больше людей обращаются к сэконд-хэнду. Да, снисходительное отношение к нему уходит в прошлое. И различные модные брэнды, проведя пилотные проекты, признали, что это также бизнес.

Шведский H&M сотрудничает с интернет-платформой по продаже сэконд-хэнда Sellpy с 2015 г. А в октябре 2019 года H&M увеличил свою долю в этом магазине подержанных товаров до 70%. Благодаря увеличению инвестиций шведский ритейлер модной одежды стал основным владельцем Sellpy, основанной в 2014 г. Sellpy, которая прежде была, работала только в Швеции, недавно начала трансакции в Германии, планируя свое дальнейшее расширение, в том числе и в Швейцарии, сообщает швейцарская газета NZZ.
Благодаря S.W.A.P (Shopping Without Any Payment), Freitag дает своим клиентам возможность бесплатно обмениваться рюкзаками и сумками друг с другом. Все это работает по тому же принципу, что и приложение Tinder: вы загружаете фотографию своей сумки на платформу, а затем ищете на сайте ту модель, на которую хотите поменять свою. Если пользователям нравятся сумки друг друга, то есть формируется «совпадение», они могут договариваться друг с другом о том, хотят ли они поменяться сумками. Freitag не сопровождает транзакции, производитель сумок только предоставляет платформу.
Компания посылочной торговли Otto также озаботилась продлением срока службы своего ассортимента товаров: дочерняя компания About you открыла отдел подержанных товаров в рамках молчаливого запуска и, по сообщениям СМИ, хочет сначала получить опыт работы с ним, уточняет немецкий портал t3n.
Берлинскя интернет-платформа моды Zalando открыла секонд-хэнд «Zircle» на основе приложения Zalando «Wardrobe», через которое пользователи могут продавать свою одежду напрямую интернет-магазину или своим подписчикам. Как следует из названия, цель Zalando состоит в том, чтобы закрыть цикл движения модной вещи с помощью этого сэконд-хэнда и продлить срок использования одежды. Цены на аксессуары и одежду для женщин - от трех до семи евро.
В конце сентября сего года Zalando начала новый этап в продаже подержанной одежды со своим подразделением Pre-Owned. «Интерес к моде бывших в употреблении вещей - отсюда и название«подержанные» (pre-owned) - высок и постоянно растет, особенно среди молодежи, - пояснил менеджер Zalando Торбен Хансен.

Согласно Zalando, Pre-Owned нацелен как на покупателей, которые покупают новую, подержанную одежду, так и на тех, кто хочет торговать своими собственными товарами. Процесс описывается следующим образом: если вы хотите продавать одежду, вам необходимо загрузить фотографию с информацией о размере, категории и бренде. Затем отображается сумма - обычно управляемая. Теперь клиент может принять или отклонить предложение. Затем он отправляет одежду (до 20 штук в упаковке) на контроль качества и решает, хочет ли он сохранить эквивалентную стоимость в качестве ваучера или сделать ее доступной для пожертвования.
Согласно Zalando, Pre-Owned нацелен как на покупателей, которые покупают новую, бывщую в употреблении одежду, так и на тех, кто хочет торговать своими собственными товарами. Процесс описывается следующим образом: если вы хотите продавать одежду, вам необходимо загрузить фотографию с информацией о размере, категории и бренде. Затем отображается сумма - обычно управляемая. Теперь клиент может принять или отклонить предложение. Затем он отправляет одежду (до 20 штук в упаковке) на контроль качества и решает, хочет ли он сохранить эквивалентную стоимость в качестве ваучера или сделать ее доступной для пожертвования.
По собственным данным компании, проверка качества осуществляется на месте в собственных логистических центрах компании. После рассмотрения представленных материалов компания Zalando составила актуальный диапазон, для которого будут применяться те же условия, что и для новых товаров, в отношении условий доставки, права на возврат и вариантов оплаты. «Мы покупаем только товары, которые были как новые, без видимых признаков использования», - пояснил Хансен. Это закрывает разрыв между новой одеждой и подержанными вещами.
Спектр качества широк. По словам пресс-секретаря, Zalando принимает более 3000 брендов через Pre-Owned. К ним относятся все лейблы, которыми ранее управляла Zalando, такие как Adidas или Esprit, а также бренды, которых ранее не было в Zalando, такие как Zara. Предложение изначально будет действовать в Германии и Испании, но в следующем месяце будет распространено на Бельгию, Нидерланды, Францию и Польшу.
По сравнению с приложением Zalando Wizard, Pre-Owned существенно упростил процедуру предоставления подержанных вещей для перепродажи со стороны пользователей. Подготовка к онлайн-продажам, как фотографирование или отправка текстовых сообщений с информацией о предмете одежды ранее производилась саммм пользователем6 теперь ее делают в Pre-Owned. Кроме того, теперь принимается к перепродаже также и мужская одежда, в то време как в Wardrobe - только женская.
Конечно, здесь присутствует и психологический элемент: у всех нас гардеробы ломятся от вещей, а зачисленный бюджет от продажи подержанных вещей затем можно использовать для новых покупок. И происходит это в опреденной компании, что не следует недооценивать в высококонкурентном сегменте онлайн-торговли модной одеждой.
При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.
Адрес статьи здесь

АВТОР:
Светлана Александрова Линс
Отличная статья!!