Часть 1-я «Долевая экономика» — дело техники и культуры
Фото: economist.com
Извлекать выгоду, а не просто владеть
«Совместное потребление» (Collaborative Consumption) – молодое движение, быстро распространяющееся посредством интернета. Его идея: извлекать выгоду, а не просто владеть. То есть, предоставить свою частную собственность в распоряжение многих. По мнению автора этого посыла и руководителя движения Рейчел Ботсман (Rachel Botsman), «он меняет наши представления о собственности».
А как это выглядит на деле? В Великобритании владельцы земельных участков объединились на сайте landshare.org, предоставляя в аренду залежные частные земли для выращивания овощей. На сайте parkatmyhouse.com сдаются в аренду частные парковки в заблокированном автотранспортом Лондоне. И даже старый добрый бизнес по сдаче жилья отпускникам переживает сегодня свое неожиданное возвращение. «Airbnb» — его название от английских слов «надувные матрасы» и «кровать с завтраком». Сегодня он представлен в более, чем 190 странах мира. Авторы этой идеи — 2 калифорнийца, которые, будучи гостями промышленной выставки в Сан-Франциско в 2007 году, переночевали там на полу на надувных матрасах. В Нью-Йорке сегодня предложение «Airbnb» превышает число всех гостиничных номеров, вместе взятых (!). В Берлине их насчитывается 6 тыс. Оборот этого бизнеса оценивается в более, чем миллиард долларов.
Интернет – базарная площадь в «глобальной деревне»
Мобильные технологии и широкое распространение смартфонов реорганизовали старые человеческие потребности. «Совместное использование и обмен в ближайшие годы революционизируют поведение потребителя, — провозглашает Ботсман. — Миллионы людей станут предпринимателями, если они смогут извлекать прибыль из ресурсов, находящихся в их частной собственности». Интернет, по сути, – базарная площадь в «глобальной деревне». Сначала распространяется информация, затем – товары. Как следствие «опутывания сетью» человеческих отношений. И теперь – идея совместного потребления – каждый должен увидеть, что другой может предложить. Не столько: «Кто ты?», сколько «Что у тебя есть?»
«Критически важен доступ к объектам», — говорит Ботсман. Через несколько лет владение предметами быта «выйдет из моды». «Твое, — предсказывает она, — будет также и мое». В нашем мире, где каждый жаждет собственности, звучит это, по меньшей мере, странно. Вдруг все станут братьями, начнут делиться и обмениваться вещами? И что, теперь не выгодно заполнять магазины товарами? Но люди же привыкли покупать, носиться за скидками и акциями.
Формы коллективного пользования вещами существовали всегда. Товарищества, кооперативы, сообщества и т. д. Соседи совместно пользовались газонокосилками, крестьяне – сельхозтехникой. Так же как и жилищные товарищества и коммуны с общими кухнями. Что же такого нового в «совместном потреблении», что американский журнал «Time» причислил его к десяти идеям, которые могут изменить мир? И почему оно в этом году позиционировалось как главная тема на крупнейшей в мире выставке информационных технологий и телекоммуникаций CeBIT */?
Фото: dpa
«Новизну определяет интернет, — говорит Михаэль Кундт (Michael Kuhndt), руководитель Центра сотрудничества в области экологически устойчивого потребления и производства (Вупперталь, Германия). – Люди уяснили, что с его помощью можно очень быстро обмениваться информацией. Передать то, что движется. Что они думают, хотят. И теперь мы более последовательно разрабатываем идею совместного использования».
Приятное с полезным
Уже поговаривают о четвертой промышленной революции. Первую связывают с появлением паровых двигателей, вторую – с поточным производством, третью – с триумфом компьютера. И четвертую – с возможностями повязать «всемирной сетью» людей и вещи. «Мы разработали инструмент, который распространяет информацию с такой скоростью, как никогда ранее, — продолжает Кундт. — И кризис заставляет нас искать иные основания для экономического развития. По статистике, каждый житель Германии ежегодно использует столько ресурсов, на создание которых затрачивается до 60 тонн сырья. Если все жители планеты будут так потреблять, на всех нас потребуются три планеты».
Но, как говорится, до победы разума еще очень далеко. Исследования свидетельствуют, что, например, только для 8 из 100 жителей Германии шоппинг не является любимой формой времяпрепровождения. Действительно: взбунтовались ли немцы, узнав, что в Германии более половины продуктов питания выбрасывается на мусорку? Или же мы будем меньше пользоваться автомобилем, прочтя, что ежегодно на каждую тонну сырья, используемого при производстве топлива, только 50 кг может быть восстановлено? Или дружно откажемся от упаковки, узнав о том, что через 12 лет количество мусора в глобальном масштабе удвоится? Нет, к сожалению…
Интересный опыт сочетания нашего пристрастия к шоппингу и требований экологически устойчивого потребления — «Annabelle Swap» (swap — обмен в переводе с английского), ярмарка обмена брендовыми вещами, проводимая в Цюрихе под эгидой швейцарского журнала Аннабель. В этом году 25 мая она прошла уже во второй раз. 600 участников и 700 предметов одежды, обуви и аксеcсуаров – таков итог этой обменной акции за прошлый год. Прием и оценка вещей производится командой экспертов в области моды и стиля по категориям Street, Cool, Lux и Heighend, в зависимости от бренда и первоначальной стоимости. Обменным средством здесь являются жетоны, которые получают участники этого мероприятия.
Фото: annabelle.ch
Подобные акции можно организовать повсеместно. Выгода от них обоюдная, и для участников, и для организаторов. Более того, не отправляя качественную марочную одежду в мусорный контейнер, участники обменных акций способствуют сохранению окружающей среды и помогают сберечь не возобновляемые природные ресурсы. Ведь многие дизайнеры сегодня придерживаются концепции разработки экологически чистой одежды, применяют только натуральные материалы: хлопок, шелк, шерсть. Плюс энергозатраты на производство и транспортировку одежды.
Против «одноразовой» культуры потребления
Для одних совместное пользование – необходимость ввиду нехватки денег. Другие поддерживают эту идею, так как она помогает им изменить свое поведение. Это — люди, уставшие от изобилия, изможденные вездесущим «пластиком» и рекламными призывами потреблять все больше и больше. Они недовольны засильем «одноразовой» культуры потребления в обществе. Как, например, берлинский инженер-экономист Стефан Шридде (Stefan Schridde), автор интернет-инициативы «Murks? Nein Danke!» На своем сайте он собирает и размещает примеры того, как производители техники намеренно закладывают в нее детали, сокращающие срок ее службы. И находит специалистов, которые могут помочь продлить срок службы оборудования и предметов бытовой техники.
«Новое поколение смотрит на вещи прагматично», — говорит 73-летняя профессор архитектуры Маргит Кеннеди. Она на протяжении десятилетий наблюдает динамику социальных движений. Ее книга об альтернативах господствующей экономической системе переведена более, чем на 20 языков мира. «Экономика обмена» (Sharing Economy), убеждена Кеннеди, станет основной бизнес-моделью поколения, которое предпочтет ответственное использование ресурсов разграблению планеты. Она считает, что сегодня мы живем не по средствам, но в то же время не используем свои возможности. жизненные ценности
«Кто использует вещи вместе с другими, — говорит Харальд Хайнрихс (Harald Heinrichs), профессор люнебургского Университета, — он более внимателен к другим. И заботится о том, чтобы совместное использование вещи было действительно взаимовыгодным». Хайрихс рассматривает «долевую экономику» как основу формирования новой культуры потребления. По результатам опроса тысячи жителей Германии института изучения общественного мнения TNS Emnid, почти 24% респондентов исповедуют новый тренд, культуру совместного потребления в ее современном прочтении: «Это — люди с ярко выраженной социальной ориентацией, для которых значимы ценности сообщества и социальные переживания. Им присуще доверие к другим, они высокообразованны и имеют высокий доход».
73% опрошенных сообщили, что собственность для них имеет важное значение. Еще выше в системе ценностей участников опроса стоят безопасность и надежность (96%), социальная общность и социальные связи (94%), творчество и производство своих идей (88%) и желание сделать свою жизнь интересной и разнообразной (87%). Впечатляет в результатах этого опроса следующее — не в деньгах счастье. Люди стремятся обрести новый жизненный опыт и обмениваться своими переживаниями с другими.
Автор: Светлана Александрова Линс
____________________
*/ от нем. Centrum der Buero- und Informationstechnik — центр офисных и информационных технологий — крупнейшая в мире международная, посвященная информационным и телекоммуникационным технологиям. Ежегодно проводится в Ганновере, Германия.
________________________________________
Активная ссылка на журнал «В загранке» при перепечатке обязательна.
Адрес статьи: https://vzagranke.ru/razvitie/grani/delis-s-blizhnim-i-dalnim-i-delaj-na-etom-biznes.html