Общество
Фильм «Последний отчет» - 300 интервью со стариками-нацистами «Третьего рейха»


Одни ничего не хотят знать, другие ничему не научились: в документальном фильме «Последний отчет» (Final Account) режиссер Люк Холлэнд (Luke Holland) поднимает важные и остросовременные вопросы об авторитете, конформизме, соучастии и преступлении, национальной идентичности и ответственности от бывших членов СС до гражданских лиц, в никогда прежде не публиковавшихся интервью с почти 300 нацистскими преступниками и свидетелями Холокоста.
Как люди могли совершать такие злодеяния?
У старика проблемы с пониманием, это почти фарс. Чем на самом деле был «Орден крови» («Blutorden»), женщина хочет узнать от своего престарелого отца. «Что, кровавая баня? (Blutbad)» — спрашивает он в ответ, плохо слыша. Да, что за кровавая баня — это как раз по адресу к бывшему оберштурмфюреру СС!
Где-то в Германии... «Сонный городишко, провинция, — рассказывает женщина, направляясь на машине к отцу. - Все здесь делает меня такой агрессивной, я не знаю, почему». Так начинается полуторачасовой документальный фильм «Final Account» (Великобритания, США 2020), который ошеломляет и вызывает праведный гнев: британский режиссер Люк Холлэнд (Luke Holland) десять лет ездил по Германии в поисках старых нацистов. Изначально Холлэнд намеревался найти именно тех, кто убил его венских бабушку и дедушку. Его матери удалось бежать в Англию, где во время войны родился Холлэнд.
Согласно записям режиссера, который умер от рака два года назад (10 июня 2020 г.), незадолго до завершения этого фильма, ему все же пришлось смириться с невозможностью найти убийц членов его семьи. Однако в своем документальном фильме Люк Холлэнд пытается найти ответы на очень личный вопрос: как люди могли совершать такие злодеяния? «Но я понял, что могу встретить других людей, которые также брались за оружие на стороне Гитлера (…) и, возможно, думал я, благодаря им я лучше пойму контекст, в котором разыгрался Холокост в центре якобы цивилизованной Европы». (эту цитату приводит швейцарская газета NZZ)
После других фильмов о национал-социализме «Я был рабом Гитлера» (Ich war Hitlers Sklave) и «Доброе утро, мистер Гитлер» (Good Morning, Mr. Hitler) в 2008 г. Холлэнд начал проводить интервью с очевидцами: эсэсовцами, охранниками, солдатами, а также с наблюдателями, которые сами не совершали никаких преступлений. С людьми, которые смотрели в другую сторону вместо того, чтобы помогать.

Многие уже не могут слышать вопросы, особенно старшее поколение: чем занимались немецкие родители, бабушки и дедушки в период с 1933 по 1945 годы? Редко когда вообще был ответ, еще реже - честный. Но Холлэнд заставил людей говорить о преступниках. Или, по крайней мере, сообщниках, последователях или молчаливых зрителях. Это было нелегко. Но послушать стоило. Не ставить крест на преступлениях и даже не прощать их. Но понять, особенно с свете последних трагических событий – полномасштабного военного вторжения РФ в Украину.
Свести счеты со своими воспоминаниями
В своем документальном фильме режиссер Люк Холлэнд рисует многогранную картину последнего из ныне живущих поколения людей, причастных к Третьему рейху Адольфа Гитлера. Итог более чем десятилетлетней работы - фильм поднимает важные и остросовременные вопросы об авторитете, конформизме, соучастии и преступлении, национальной идентичности и ответственности от бывших членов СС до гражданских лиц, в никогда ранее не публиковавшихся интервью с почти 300 нацистскими преступниками и свидетелями Холокоста. Чтобы эти старики смогли свести счеты со своими воспоминаниями, представлениями и личными оценками собственной роли в величайших человеческих преступлениях в истории.
Фильм начинается с вспоминаний старых нацистов. «Мать голосовала за Гитлера, отец голосовал за Гитлера. Безработица, инфляция», — так можно резюмировать воспитание одного из интервьированных. Другой из них упоминает учителя начальных классов, который «практически воспитал его нацистом». Третий выкапывает членский билет Гитлерюгенда, говоря, что вступил в него до того, как ему исполнилось десять лет. «Не мог дождаться». (Улыбается.) Или нацистка-бухгаллтер, которая, оглядываясь назад, могла только восхищаться дотошностью бухгалтерии убийц-нацистов, но с любовью вспоминает свое время в Jungmaedelbund (фашистские отряды для школьников – прим. ред.): «Чего ты хочешь, когда тебе десять? Хочешь уйти из дома, хочешь собираться в стае».

Подростки с самого начала были закормлены пропагандой, некоторые зациклились на «Jud Suess» («Еврей Зюсс» - немецкий пропагандистский фильм 1940 года выпуска., после Второй мировой войны был запрещен союзниками – прим. ред.), другие до сих пор не могут выкинуть из головы «Песню Хорста Весселя», позднее ставшую гимном НСДАП. (Horst-Wessel-Lied). «О, это было мило, — вспоминает она прошлое, — о, это были настоящие походные песни, которые люди поют до сих пор. О, это было замечательно». И так продолжалось от Гитлерюгенда до Ваффен-СС, от захвата власти до Хрустальной ночи. Холлэнд слушает, не перебивая их ностальгическую болтовню, лишь изредка невинно пытаясь задать вопрос: а мотивы погромов? «Я не знаю мотивов, — заикается женщина. — Это было не в нашем квартале. На самом деле мы не выходили за пределы нашего квартала».

Одна ничего не хочет видеть, другой хотя бы честен: то, что синагога сгорела, «его не смущало», говорит старик. «Я не жалел об этом, я не жалел евреев, нет, не жалел». Холлэнд спрашивает следующего, а почему евреев так не любили. Тот пожимает плечами: «Да, очевидно, потому что они занимались бизнесом. И у них были кривые носы».
Люк Холлэнд хочет понять, на что это было похоже: сначала Юнгфольк (Jungvolk), затем Гитлерюгенд (Hitlerjugend) и, наконец, дивизия Тотенкопф (Totenkopf). И так далее. Однако, Холланд не делает голливудского кино, «Final Account» дает понять, что даже старые нацисты - не все, как один. Есть много индивидуальных оттенков между стыдом и уверенностью в правоте содеянного. Иногда опрашиваемым становится не по себе, иногда их посещают сомнения, одолевает внутренняя борьба: с глубокой виной, с неуверенностью в себе, с горем, но и с самообманом, потому что собственное впадение в варварство отказывается перерабатываться в сознании и языке. Можно увидеть, что некоторые участники вилят, выдавая этим известное раскаяние.
Желание знать не означает прощения
Автор «Final Account» показывает лица участников, слушает, что они говорят, и позволяет зрителям делать собственные выводы. Голос интервьюера дает понять, что желание знать не означает прощения. Дружелюбный и правдивый, но кристально чистый, он идет навстречу, когда возникают противоречия.
Есть и упертые, у них холодный взгляд. Они не сожалеют о случившемся с ними. Некоторые до сих пор поклоняются Гитлеру. Действительно, слушая, как бывшие члены Ваффен-СС (Waffen-SS) или гитлеровского Лейбштандарта (Leibstandarte) объясняются, оправдываются, хвастаются, просто диву даешься, как удалось режиссеру сохранить присутствие духа. Тот факт, что режиссер не задушил ни одного их этих дряхлых стариков во время интервью, вызывает искреннее уважение к внутренней силе режиссера, чьи родные были убиты в концентрационном лагере.
Фильм «Final Account», безусловно, выбивает из колеи, несмотря на его спокойный ритм, где беседы сменяются видами природы, что открывает возможность для обработки услышанного и увиденного. Интервью с преступниками, которые скоро вымрут — всем им далеко за 80 — в равной мере восхищают и раздражают. Также потому, что иногда кажется, что эти старики ждали случая рассказать свою историю.
Опрошенные, будучи в то время мелкой сошкой режима, должны были это почувствовать: в центре внимания фильма — мучительное недоумение по поводу того, что философ Ханна Арендт назвала «банальностью зла», которое продолжается и по сей день. Работая над этим фильмом, Холлэнд подтвердил высказывание Примо Леви (Primo Levi), итальянского писателя, пережившего Холокост: «Монстры есть, но их слишком мало, чтобы быть по-настоящему опасными. «Нормальные люди, которые готовы верить и действовать, не задавая вопросов», гораздо опаснее. Почему миллионы «нормальных» людей верили, действовали и убивали? «Преступниками не рождаются, преступниками становятся», — второй вывод Холлэнда.
Часто говорят и пишут о последних очевидцах Холокоста, о жертвах, которых еще нужно выслушать, прежде чем они уйдут в мир иной. Но не менее важно взглянуть и на преступников. Потому что со временем образ массовых убийц теряется. «Final Account» напоминает: тогда бушевали не просто монстры, и преступниками не рождаются. Увы, история это подтверждает и сегодня.
Пока старый наци кается, молодые нацисты зашнуровывают ботинки
... 9 мая 2011 г. Бывший эсэсовец Ханс Верк (Hans Werk) встречается с группой студентов из Берлина. Место символичное. Именно здесь, в здании Ванзейской конференции, в 1942 г. в конкретной организационной машине смерти (organisatorische Todesmaschinerie) претворялся в жизнь план уничтожения европейских евреев. Ганс Верк и студенты сидят за длинным столом для совещаний, и вам кажется, что вы находитесь в перевернутом мире. Старик, служивший охранником в концлагере Бухенвальд, стыдится своих преступлений, но молодой человек уговаривает его отбросить стыд. Дескать, с этим не должно возникать проблем, когда речь идет о борьбе за свою родину. Увы, пока старый наци кается, молодые нацисты зашнуровывают ботинки. Верк возражает, поднимается шум. Ситуация накаляется, когда студент бормочет об албанцах, наносящих ножевые ранения немцам на станциях метро.
Эта сцена не только одна из самых эмоциональных и впечатляющих в фильме. Она также дает понять, насколько животрепещущи обсуждаемые вопросы о моральном растлении, ответственности и потере человечности.
Фильм «Final Account» не дает четких ответов. Но он позволяет заглянуть в бездны, которые оставались погребенными десятилетиями. Они раскрывают универсальные механизмы маргинализации внутреннего голоса совести через образование, массовую истерию и ксенофобную пропаганду. Люк Холлэнд снял очень важный фильм, который выгодно контрастирует с широко известными изображениями нацистской эпохи. Конечно, режиссер, не мог и подозревать о военной агрессии России против Украины, как результата имперского безумия и жажды исторической реконструкции. Это делает размышления автора фильма еще более гнетущими и в то же время особенно актуальными.
Фильм в прокате в кинотеатрах Германии с 28 апреля 2022 г., его также можно посмотреть на iTunes или kinopoisk.ru, а так же приобрести на Amazon.
При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.
Адрес статьи здесь

АВТОР:
Светлана Александрова Линс