Мария Малиновская С «MOOC» или не с «MOOC»? Учеба будущего
«Хадия Ниязи (Khadija Niazi), может, и не самый молодой участник в истории Мирового экономического форума в Давосе, но захватывающим ее выступление было наверняка», — этой фразой начинает свое освещение МЭФ газета New York Times (далее — NYTimes) 27 января 2013 г. Двенадцатилетняя Хадия Ниязи из Пакистана описала свой опыт прохождения массовых открытых онлайн-курсов, или сокращенно MOOCs (Massive Open Online Courses), на Udacity и Coursera, в том числе и курса по астробиологии.
Идея дистанционного обучения далеко не нова
Согласно
Forbes, дистанционное обучение началось еще в 1892 г., когда Университет Чикаго создал первую программу дистанционного обучения уровня колледжа с использованием почты для переписки со студентами. Позднее дистанционное обучение расширилось до прямых трансляций по радио в 1921 г. и до телевизионного вещания в 1963. В 1970 г. Coastline Community College стал первым колледжем без физической территории, предлагая лишь ТВ курсы. Но окончательно идея прорвалась в сознание в 2011 г. с введением MOOCs – сначала в США, а затем, после присоединения к Coursera ВУЗов University of Edinburgh и Swiss Ecole Polytechnique Federale de Lausanne, и в Европе. Open University в Великобритании уже минимум десятилетие имеет в своей программе курсы с частичным преподаванием через интернет, а сейчас у студентов есть возможность получить квалификацию полностью онлайн. В нынешнее время за пионерство и первенство в данной области развернулась настоящая борьба, как среди таких гигантов-лидеров как
edX, так и среди других виртуальных образовательных платформ, которых, к слову сказать, становится все больше.
«Together we can reinvent education on a global scale»
Цель у таких образовательных платформ более чем дерзкая – совместными усилиями «заново изобрести» образование в мировом масштабе, и сделать его доступным каждому желающему. А это уже серьезный вызов традиционной системе очного (on-campus) обучения, с ее порою баснословными ценами на качественное и престижное образование. Что и вызвало более чем бурные дискуссии относительно того, насколько опасны MOOCs для элитных университетов, но в первую очередь для колледжей среднего уровня, которые не имеют репутации элитных университетов страны и мира – им, с их ценами и при нынешних тенденциях, становится все сложнее привлечь студентов. Стремительный рост популярности MOOCs, среди прочего, заставил задуматься и над тем, не постигнет ли ВУЗы участь музыкальной индустрии, закат которой начался с восходом iTunes, или книжного рынка, претерпевшего колоссальные изменения в связи с Amazon. Еще сравнительно недавно Forbes охарактеризовал MOOCs по отношению к существующей системе образования как «расширение с подрывным характером» (disruptive extensions). Однако страсти по данному поводу понемногу улеглись и началась интенсивная работа по использованию раскрывшегося потенциала новой формы обучения. Так, NYTimes отмечает, что началась
активная деятельность по интеграции MOOCs в учебный процесс традиционных колледжей в качестве вводных и коррективных курсов. В ноябре 2012 г. Американский Совет по вопросам образования и Coursera объявили пилотный проект с целью определить схожесть некоторых бесплатных онлайн-курсов с традиционными и т. о. ввести начисление «переводных зачетных единиц-кредитов» (transfer credits) за них. Процесс начнется в начале 2013 г. – совместно с сотрудниками факультетов будет оцениваться, сколько времени заняло обучение у участников, успешно окончивших курсы Coursera. Желающие получить такие кредиты должны будут внести плату за сдачу «экзамена с удостоверением личности и под наблюдением» (см. ниже). Если будет принято решение в пользу начисления кредитов за определенный курс, успешно справляющиеся участники курса могут за плату получить так называемый transcript (своего рода зачетную книжку со списком курсов и успеваемостью) и подать его в желаемый ВУЗ при поступлении. Последние не обязаны признавать такие кредиты, однако практика признания подобных transcript?ов, выданных за участие в тренингах, проведенных в армии или работодателем, уже проводится 2-мя тысячами американских колледжей и университетов. Проф. Коллер считает поэтому, например, что, «у мотивированного участника пяти курсов, успешно сдавшего экзамен, шансы быть замеченным ВУЗом намного выше, чем у случайного абитуриента-иностранца, желающего поступить в данный ВУЗ». ЕdX, со своей стороны, объявила 19 ноября 2012 г.
публично-частную инициативу, согласно которой два колледжа — Bunker Hill и MassBay Community Colleges,— первыми интегрируют отдельные MOOCs в свою программу, соединяя таким образом своих студентов с ведущими профессорами мира. Конечной целью данной инициативы является обеспечение доступа каждого в мире к знаниям, способным изменить жизнь.
Великобритания планирует свою альтернативную платформу
Рост популярности американских платформ заставил и британские ВУЗы пересмотреть свои позиции. Министр Департамента инноваций, университетов и навыков David Willets подчеркнул, что в вопросах развития образовательных технологий Великобритания должна находиться в рядах лидеров, особенно с учетом растущей глобальной потребности в высшем образовании, в первую очередь в экономически стремительно развивающихся странах – Бразилии, Индии и Китае. Сказано – сделано: несколько ведущих ВУЗов страны в 2012 г. объединили усилия по созданию своего независимого онлайн-проекта в противовес американским, с целью формирования университета как «мирового бренда». Открытие курсов этой платформы под названием FutureLearn, объединившей Open University (основной собственник платформы), King’s College London, Bristol, Exeter, Warwick, East Anglia, Leeds, Lancaster, Southampton, Cardiff, Birmingham and St Andrews, планируется в начале 2013 г. Эти университеты, большинство из которых относятся к Russell Group, ассоциации элитных британских университетов-лидеров в исследовательской деятельности, будут ответственны за содержание, качество, аккредитацию и стоимость онлайн — курсов. Планируется также создание для студентов сообществ по типу социальных сетей. Материалы будут предлагаться в формате, приемлемом в том числе и для мобильных телефонов и iPads. Мартин Бин, вице-канцлер Open University, отметил, что FutureLearn будет иметь и «отличительно британскую» особенность, а именно возможность пользоваться материалами таких учреждений как BBC, Британский музей и Британская библиотека. Не отстать старается и Германия: Hasso Plattner Institute (HPI), университет с превосходной репутацией со специализацией в области системной инженерии, объявил о внедрении своей образовательной платформы MOOC под названием openHPI.
Равноценность сертификатов дипломам
Проблема доступности качественного образования каждому с введением MOOCs стала хотя бы отчасти решена. Вопрос встал о другом: будут ли выдаваться сертификаты за участие в таких курсах и насколько весомы они в реальной жизни – как при поступлении на очное обучение, так и при поиске работы. А также, как наилучшим образом свести до минимума риск мошенничества при сдаче экзаменов. Пока одни платформы предлагают кредиты, другие взымают плату за сертификаты и сдачу экзаменов.
Экзамены
Заключительные экзамены по курсам задуманы с целью придать весомости сертификатам, которые выдаются на основе их результатов. При этом важно быть уверенным, что экзамен сдается действительно участником курса и во время экзамена проводится наблюдение. Так возникла идея „identity-verified proctored exams“ – «экзаменов с удостоверением личности и под наблюдением». Усилия в данной области также направлены на предоставление возможности сдачи экзамена у себя в стране. Поэтому платформы сотрудничают с центрами, имеющими филиалы по всему миру и пользующимися хорошей репутацией (например, эти же центры используются для сдачи TOEFL, GMAT, GPE и др.) Участники курсов edX, например, получат возможность сдать выпускной экзамен на компьютере «под наблюдением» через международную сеть тестовых центров Paerson Vue, имеющей более 450 центров в 110 странах мира, и получить „proctored certificate“ . Эта услуга будет платной. Так экзамен стоит в пределах $29 -$89. Однако следует отдавать себе отчет в том, что, пока студенты очного обучения
Harvard и Massachusetts Institute of Technology за полное обучение на территории ВУЗа платят более 50 тысяч долларов в год, разница между дипломами и сертификатами онлайн-курсов упомянутых университетов останется неизменной.
Сертификаты
В большинстве случаев предусмотрены сертификаты, выдаваемые после окончания курса (“certificates” или “statements of completion“). Однако остается фактом и то, что на преимущественном большинстве таковых стоит совсем не
печать ВУЗа, предоставляющего курс. Сертификаты Coursera не содержат, как правило, указания на университет. На сертификатах edX университет указывается, но с приставкой X: сертификат выдан MITX, BerkeleyX, UTAustinX или HarvardX. Мнения относительно таких сертификатов расходятся до противоположностей. Так, например, профессор университета De Montfort Габриель Эган (Gabriel Egan) считает, что
MOOCs могут вскоре лишиться доверия, поскольку предлагаемая схема использования на экзаменах компьютеров, например, с разпознаванием радужной оболочки не гарантирует, что студент не будет пользоваться шпаргалкой, прикрепленной к стене, или что ему не смогут диктовать ответы, и у студентов на руках останутся никчемные сертификаты (например, в регионе Гольфского залива некоторые дистанционные курсы не признаются). Согласно точке зрения профессора Brigham Young University David`а Wiley, наоборот, устройство на высокооплачиваемые должности в Google и другие престижные компании людей с сертификатами MOOCs станет обыденным делом. Например, с легкой руки той же Udacity. 9 января 2012 г. Coursera ввела для некоторых курсов опцию
Signature Track (по желанию), которая позволит участникам отдельных курсов Coursera получать подтвержденные сертификаты (Verified Certificate) об окончании курсов. Опция включает в себя:
- Удостоверение личности, путем создания защищенного соединения своих работ с личным профилем с фотографией и своим стилем печатания.
- Получение подтвержденного сертификата, в электронном виде, как знак признания со стороны платформы и университетов, предоставивших курсы.
- Возможность поделиться успехом, с потенциальными работодателями, учебными заведениями и др. через защищенный уникальный URL канал.
Опция платная – в зависимости от курса цена может варьироваться от 30 до 100 долларов.
Фото сертификата с blog.coursera.org
Educational badges
Mozilla, Фундация John D. и Catherine T. MacArthur и другие работают над созданием онлайн-системы образовательных «знаков отличия» (“badges”), которые сертифицировали бы точно, какие именно навыки были приобретены в процессе учебы. Некоторые компании, такие как Microsoft, уже предлагают свои собственные сертификаты для обученных специалистов-компьютерщиков (computer technicians). Однако многие сомневаются, что такие
удостоверения будут когда-либо пользоваться таким же уважением, как и дипломы престижных учебных заведений. Кроме того, некоторые университеты, среди которых и Princeton, отказываются выдавать сертификаты в массовом порядке, боясь за свою репутацию в случае мошенничества во время сдачи экзамена.
Credits
О «переводных кредитах» мы уже упомянули.
Coursera пошла дальше и заключила договор с Antioch University, согласно которому за не оглашаемую сумму последний получает разрешение пользоваться некоторыми курсами платформы, в том числе и от Duke University и University of Pennsylvania, за которые будут выставляться кредиты и которые будут входить в программу на степень бакалавра Antioch University. Coursera разделит этот доход с университетами, которые владеют правом интеллектуальной собственности на свои курсы.
MOOC и Карьера
Глобальные платформы в области образования в цифровом формате могут оказаться настоящей находкой для фирм, ищущих сотрудников. Это осознали и две платформы-гиганты, Coursera и Udacity, которые вводят
бизнес-модель по принципу “headhunting”, работая напрямую с фирмами-потенциальными работодателями. Платформы начали взымать плату с работодателей — юр.лиц, включая Facebook и Twitter, за доступ к списку к участникам с высокой успеваемостью (с разрешения таких участников). Путем создания таких баз данных MOOCs планируют, среди прочего, и
финансировать свое существование: в таком случае курсы для студентов-участников могут и в дальнейшем оставаться бесплатными. Udacity создало Job Placement Program для способствования трудоустройства участников курсов, успешно сдавших экзамен, профили которых доступны заинтересованным работодателям, среди которых Google, Bank of America, Facebook, Twitter, TrialPay, Bu.mp и Greylock Venture Partners. Проф. Mr. Evans заявил, что Udacity собирается вести детальный отчет о студентах (включая уровень активности, полученное отличие и т.д.), которые приобрели определенные навыки (skills), и если какой-либо рекрутер выразит желание получить доступ к первой сотне лучших студентов из этого списка из определенного географического региона, он может купить информацию. Согласно FAQ на страничке платформы, студенты Udacity устроились работать Software Engineer, Data Scientist, Assistant Instructors, Instructors, и Web Developers. Заинтересованным дорога сюда:
http://blog.udacity.com/2012/06/udacity-career-placement-program-is.html и сюда:
http://www.aiqus.com/questions/41058/how-many-got-job-via-udacity-placement-program (с комментариями и другими полезными ссылками) Coursera, вдохновленная отзывами участников, которым знания, приобретенные на курсах, помогли устроиться на работу, начала с трудоустройства студентов курсов по software engineering, но планирует расширить предложение и на другие дисциплины. Поэтому предлагается следить за новостями на
блоге. WitsOn прилагает все усилия, чтобы свести своих студентов (в основном молодых женщин, но не только!) с организациями-менторами, имеющими вакантные места.
Продолжение
_________________________
При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.
Адрес статьи: https://vzagranke.ru/razvitie/grani/global/s-mooc-ili-ne-s-mooc-ucheba-budushhego.html
Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:
(посмотреть видео Процедура подписки)
назад к выпуску >>
к рубрике >>
Igor Itkin оставил в клубе «Хочу все знать!» (яндекс) оставил следующий комментарий к этой статье:«Ну, я могу поделиться и своим опытом. Я системный администратор. Все большее компьютерные фирмы — Microsoft, Oracle, Cisco, Citrix и т.д. — имеют свои сертификациооные программы. Сертификат есть удостоверение квалификации. Экзамен платный. В принципе, готовится к сдаче экзамена можно как зблагорассудится. Но есть сложившаяся система распространения подготовительных материалов, напоминающих материалы для теоретического экзамена по вождению. Это делается дистанционно и носит весьма массовый характер. Никаких проблем с распознаванием радужной оболочки или признанием сертификатов кем бы то ни было».
Смотрю, обсуждение статьи «ушло» в яндекс. В частности, Андрей Борзых разместил ссылку на статью в клубе «Математический склад ума и когнитология», сопроводив ее следующим комментарием: «Технологии в образовании развиваются.
Было бы встречное развитие — тот кто учится, должен стремиться к знаниям сам».
На что я ответила: «Согласна по поводу встречного развития. Хотя сегодня качественное образование многим оказывается недоступным не только в силу своей дороговизны, но и региональных ограничений.
То есть, как Вы верно заметили, развитие технологий в образовании меняет некоторые акценты, и мотивирует учиться тех, кто родился не в «нужном месте» и в небогатой семье. Усилия развиваться интеллектуально в этих условиях продиктованы не только благими намерением, но оказываются выгодными с точки зрения карьеры и материального обеспечения себя в будущем».
Андрей Борзых уточнил в комментарии на яндексе: «Развитие технологий образования дает ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ возможности для тех, кто имеет абстрактные стремления к интеллектуальному развитию и амбиции на будущее».
На что я ответила:»Я, как психолог и очень приземленный по жизни человек, все же вижу в новом тренде большой мотивационный заряд для молодежи из «малоперспективных» регионов. Хотя бы то, что 12-летняя девочка из Пакистана смогла попасть в Давос — подобные вещи очень вдохновляют на интенсивные по усилиям занятия, даже когда вокруг полная безнадега… Я пережила подобную ситуацию, когда плохо помогают и выработанная десятилетиями привычка к интеллектуальному развитию и недюжиннные амбиции. Последние особенно требуют подпитки».
Спасибо, Светлана, за комментарии.
Согласна, что любую возможность можно превратить в очень благоприятную, было бы желание. А кому не очень-то и надо, тому и репетитор t?te-?-t?te не очень и поможет.
Я прошла курсы Coursera по логике (слишком легкий и скудноватый по материалу), и по инновационным идеям — курс даже очень, но, на мой взгляд, больше заинтересует уже имеющих опыт, для закрепления опыта и систематизирования знаний. Мне лично маловато было практических заданий. + не знаю, насколько курс соотносим с экономической действительностью стран бСССР.
Много детальных отзывов на http://coursetalk.org/
Заинтересованным, возможно, будет интересно пройти след. курсы:
— fundamentals of online education/основы онлайн-образования
https://www.coursera.org/course/foe
— ich.kurs 13 — ein offener Online-Kurs zum Thema Pers?nliche Entwicklung — на тему личностного развития (на немецком) http://ichkurs.de/konzept/. От себя данный курс могу особенно посоветовать тем, кто хотел бы работать в немецкоязычном пространстве, поскольку эта тема является неотмлемой частью карьерного роста в Европе, а коучинг очень дорогой.
Согласна с комментарием Андрея, что MOOCs создают ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ возможности.
Из опыта жизни в Германии замечу, что update знаний, независимо от формы обучения, является неотмъемлемой частью работы, а учеба, кроме цели получить знания, имеют целью и найти коллег в своей сфере и выстроить специализированную деловую сеть. МООС, по сравнению с теми же дистанционными курсами, очень удобны еще и для тех, кто имеет плотный график работы и кто часто в разъездах. Например, работники моего мужа (кино,- и музыкальная индустрия) относятся именно к таковым.
меня в этом плане больше всего потрясло именно то, что 12(!) летняя девочка из Пакистана (! — в Пакистане женщины более чем ущемлены в праве на образование) прошла курсы по астробиологии (!). Я после этой строчки дискуссию в NY Times о якобы недостаточном контакте с преподавателем отстающих (struggling) студентов даже серьезно воспринимать не могу. Для меня это просто вопрос жизненных приоритетов.
Новый комментарий в яндекс-клубе от Владимира Ветрякова: «У дистанционного обучения есть свои плюсы. Но не получится так, как у инспектора полиции в 1-й серии «Такси»? Виртуально он прекрасно водил автомобиль, но на практических экзаменах проваливался».
Привожу также мой ответ на этот комментарий:»Касательно «практических экзаменов» уже есть опыт сертификации языковых навыков. Именно поэтому образовательные интернет- платформы «сотрудничают с центрами, имеющими филиалы по всему миру и пользующимися хорошей репутацией (например, эти же центры используются для сдачи TOEFL, GMAT, GPE и др.)»
Ясно, что есть круг професиий, в обучающих программах которых можно лишь сочетать элементы нового образовательного тренда. И это все равно поможет качественно поднять уровень образования. К тому же, студент сам может проявить инициативу и дополнительно пройти какие-то интернет-курсы, чтобы повысить свою конкурентоспособность в своем регионе. Если в этом есть необходимость, конечно».
Университеты и колледжи,предоставляющие онлайн-курсы, сами очень заинтересованны в изложении качественного материала и путем максимально эффективных интерактивных форм для оптимального усваивания материала. Поэтому содержание, форма подачи материала, схемы взаимодействия участников курсов и т.д. продолжают активно совершенствоваться, через обратную связь/feedback от студентов. Это — очень замечательная и похвальная тенденция, которую, на мой взгляд, стоило бы перенять и многим нашим отечественным стационарным ВУЗам и преподавателям.
Другой вопрос, который тревожит умы профессорской элиты, — это какие экзамены (а равно и промежуточные задания по курсу, которые составляют часть выпускной оценки), и в какой форме смогут максимально правильно оценить уровень знаний, и именно требуемого участника курса — чтобы потом не краснеть за выданный сертификат. Отчасти и поэтому некоторые ВУЗы еще не рискуют выдавать сертификаты от своего имени (другой сдерживающий фактор — кто пойдет учиться на стационар за большие деньги, если равнозначный сертификат можно будет получить бесплатно и через интернет).
Очень пригодиться в данном вопросе сможет и статистика участия по курсам, вкл. активность в дискуссиях, которую ведут по участникам некоторые платформы. Такие «профили» позволяют «увидеть» более конкретного человека. Поэтому заинтересованным я бы посоветовала очень сознательно подойти к данному вопросу и самому формировать себе такой профиль. И не забыть дать согласие на открытие к нему доступа!
А в целом, независимо от формы обучения, знания остаются у того, кто добросовестно и усердно прорабатывает материал, а не «шару» перед экзаменом ловит))))
А тенденция с МООС, между тем, набирает обороты и приобретает новые конкретные формы.
Udacity совместно c George Institute of Technology предлагают первую полноценную магистерскую программу (а не просто отдельные курсы)по Online Master of Science in Computer Science http://www.omscs.gatech.edu/ . Стоимость — около 7.000 USD (что значительно дешевле по сравнению со стационарным курсом) — вернее учиться можно бесплатно, но кто желает официальный диплом, тому нужно будет заплатить. К тому же на первых порах количество участников будет ограничено.
Stanford решил бороться с низким процентов студентов, которые (вообще) доходят до конца курса, делая бОльший упор на групповую работу в комадах и активное сотрудничесвто в процессе учебы.
Coursera начала сотрудничать с издательствами для того чтобы предоставить студентам доступ к учебникам бесплатно. На текущий момент соглашение заключено со следующими издательствами: Cengage Learning, Macmillan Higher Education,Oxford University Press SAGE и Wiley. Также ведутся переговоры с другими издательствами.
Сегодня Spiegel опубликовал интересный материал — объявлен своеобразный конкурс, Mooc-Fellowship-Wettbewerb, в котором профессора и доценты предоставляют свою МООС-концепцию, всего представлено около 250 видео. Приз — десять сумм по 10.000 на создание 10 курсов МООС. Желающие могут, предварительно зарегистрировавшись, до 23.05 проголосовать за понравившееся видео, причем у каждого пользователя есть 10 голосов. http://www.spiegel.de/unispiegel/studium/mooc-fellowship-stifterverband-und-iversity-kueren-mooc-konzepte-a-899937.html
Наткнулась на отзыв об одном пройденном курсе МООС на Курсере. Мне он понравился + в комментариях к нему есть еще отзывы.
http://geekchick.ru/2013/05/21/my_first_completed_coursera/#.UaRowNhuqSo
Посмотрела ссылку — подробный анализ пройденного курса. Особенно мне понравились ремарки о различии в подходах к обучению «у нас и у них», а также рекомендации о планировании учебного времени с учетом степени владения иностранным языком.
Да!
Я где-то еще встречала, как лекции со своими заметками архивировать в одном «едином целом». Но найти не могу.. Может кто-то знает. Заранее спасибо.
Интересный материал:
«Отметим, что также разрабатываются иные механизмы аккредитации со стороны некоммерческих организаций. Например, проект «Degreed» задался целью создать единый пожизненный цифровой диплом, который будет постоянно обновляться, и отражать реальные знания независимо от того, из какого источника они получены. Вы можете прослушать несколько курсов в одном университете, ещё несколько — в другом, или пройти курс обучения в xMOOC Coursera или Khan Academy ? баллы в вашем «дипломе» будут увеличиваться в зависимости от авторитетности курса и ваших личных достижений. Основатель Degreed Дэвид Блэйк считает, что такая система будет служить отличным дополнением к традиционным формам подтверждения знаний, а в будущем, возможно, получит признание и авторитет в академических кругах, сделав образование намного более доступным».
Источник:http://www.e-learning.by/Article/Formaljnoe-neformaljnoe-i-informaljnoe-distancionnoe-obuchenie-suschnostj-sootnoshenie-perspektivy/ELearning.html
Вчерашний выпуск Bloomberg Businessweek известил об инициативе Harvard Business School предлагать бизнес-обучение онлайн (известной как HBX; разрабатывается как минимум с июня, предполагаемое начало на edX- весна-лето 2014), и стать т.о. ведущим провайдером первоклассного бизнес-образования онлайн. Ставки высоки, но Гарвард настроен твердо. На LinkedIn странице Jana Kierstead, СЕО гарвардской программы МВА, цель HBX — установить «стандарт высокого качества» в бизнес-образовании онлайн, используя такие преимущества Гарварда как «наличие обширной интеллектуальной собственности, академической педагогики и талантливого профессорско-преподавательского состава».
Все детали не раскрываются, но John Fernandes, CEO of Association to Advance Collegiate Schools of Business, отметил, что это хоть и не сместит персональное обучение, но подразумевается, что это станет «большим куском пирога» в контексте предложений Гарварда.
Есть предположения, что будут выдаваться и какие-либо сертификаты. О стоимости тоже пока ничего не известно.
Гарвард следует по стопам Wharton School университета Пеннсильвании, который на Coursera выложил 4 курса, которые в совокупности покрывают программу 1 года МВА. http://blog.coursera.org/post/60889088289/the-wharton-foundation-series
Источник http://www.businessweek.com/articles/2013-10-09/harvard-business-school-launching-online-learning-initiative#r=recent
Спасибо огоромное, Мария, за постоянное информационное сопровождение. Это позволяет не только лучше раскрыть интересующую многих тему, но и обнаруживает новые возможности в получениии образования.
Спасибо, Светлана,
я бы еще добавила, что даже тем, кто темой не интересуется активно, следует все же быть в курсе событий, потому как МООС меняют ландшафт образования, а с ним и квалификацию специалистов и соответственно и конкуренцию на рынке труда уже сегодня. К тому же сама школьная программа меняется на глазах. Возьмем, например, предмет основы программирования, который уже введен во многих школах Швейцарии. Это означает, что некоторым закончившим школу и ВУЗ недавно, придется «доучиваться».
Ой, доучиваться приходится сегодня всем от мала до велика. Причем во всех сферах жизни — ломка традиции превращает классическое воспитание и образование во многом «музейные экспонаты», что требует серьезного пересмотра не только их содержательного наполнения, но и подходов и методов. Как сказал американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер, «в 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться». Вот к этому надо быть внутренне готовым.
Вот еще интересный отзыв:
— Я прошел семь курсов на Coursera и три на EdX, — рассказывает «ФАКТАМ» о своем опыте 28-летний Кирилл Захаров, аспирант Института социальной и политической психологии, соучредитель и директор аналитического департамента одного из днепропетровских медиаагентств. — В данный момент прохожу курс по социальной психологии, а некоторые просто просматриваю, без аттестации.
Первый курс, на который я записался, — «Статистика» от Принстонского университета, поскольку моя деятельность тесно связана с этой наукой. Мне понравилось, что курс читает авторитетный практикующий психолог и что обещали обучение статистическому языку программирования, который очень популярен на Западе, тогда как у нас мало кто с ним знаком.
— С какими сложностями вы столкнулись в процессе учебы?
— В самом начале я недооценил нагрузку: у меня был очередной аспирантский отчет плюс проект на работе, и я не успел выполнить задания в срок. Материалы изучил, но вот с тестами справиться не успел. Поэтому первое и самое главное: нужно выделить конкретное время на обучение. Обычно составители каждого курса анонсируют, какое количество часов в неделю понадобится для учебы. По этой же причине советую не проходить одновременно более двух курсов.
Следующий момент — требования для прохождения курса. От вас могут ожидать серьезных знаний по математике или программированию. И если их нет, придется поработать самостоятельно, чтобы восполнить пробелы. Вместе с тем мне встречались курсы, которые предлагают две версии: более глубокую, требующую серьезной подготовки, и вариант для «чайников».
— Какова практическая польза от пройденных курсов?
— Я прошел два курса по психологии, — продолжает Кирилл Захаров. — Один из них мне ничего нового не дал. Другой позволил узнать о ведущих тенденциях в этой сфере от живых легенд социальной психологии. Но наиболее полезными оказались курсы по программированию. Я уже реализовал несколько достаточно серьезных проектов, используя полученные знания. Кстати, выполнение домашних заданий часто полезнее, чем теория. Также я расширил арсенал своих навыков в веб-дизайне. Сейчас на основе пройденного курса пишу собственную программу для проведения контент-анализа СМИ. Плюс, получая онлайн-образование, вы отлично подтянете свой английский. Особенно если будете слушать лекции по истории, музыке, философии.
Источник: http://fakty.ua/170351-sluchai-kogda-elektronnye-sertifikaty-ob-onlajn-obrazovanii-pomogli-ustroitsya-na-rabotu-v-ukraine-mne-neizvestny