Общество

01.10.2022

Специальная fake-операция:

использование фальшивых адресов влиятельных западных медиа для дезинформации

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk

Facebook вместе с несколькими организациями раскрыл крупную операцию по дезинформации, по всей видимости, российского происхождения. Цель: распространение ложной информации о войне в Украине, чтобы создать настроение против антироссийских санкций и против поставок оружия Украине.

Федот, да не тот

Материнская компания Facebook Meta выявила два проекта по дезинформации. Среди прочего речь шла о фейковых немецких сайтах, которые распространялись через эту соцсеть, сообщает немецкий журнал Stern. «В Бремене взорвалась школа, потому что пытались экономить газ», «В Берлине убит подросток из-за отключения уличного освещения», «Зеленый министр иностранных дел готовит Германию к ядерной войне». Эти и сотни других сообщений в последние месяцы мелькают в социальных сетях, особенно в Facebook.

Посты должны создавать впечатление, что они исходят из авторитетных источников, таких как «T-Online», «Spiegel» или «Handelsblatt». Но переход по ссылкам к этим статьям в конечном итоге приводил к совершенно другим адресам, которые, однако, обманчиво воспроизводят реальные сайты, пыталясь выдать себя за немецкие СМИ.

Любой, кто видит сайт с видео, верит немецкому таблоиду «Bild». Даже ссылки ведут на реальные статьи в газете «Бильд». Но сайт - фальшивый, как и дезинформационное видео. Манипуляции трудно распознать. Неправильный только веб-адрес в браузере, URL-адрес: он читается Bild.vip вместо Bild.de, пишет швейцарская Neue Zuercher Zeitung.

Так, фейковое видео на Bild.vip рассказывает историю подростка, который якобы погиб в Берлине после велосипедной аварии — из-за того, что в целях экономии электроэнергии было выключено уличное освещение. Посыл ясен: надвигающийся дефицит энергии в Европе имеет тяжелые последствия для населения.

Видео является частью скоординированной кампании, которая, как считается, зародилась в России. Процедура: дезинформация публикуется на обманчиво реальных копиях онлайн-платформ, таких как «Bild», «Spiegel» или «Guardian». Поддельные учетные записи Facebooka распространяют эти сообщения, иногда в качестве платной рекламы — то же самое происходит в Twitter или Instagram.

Фейк-новости распространяют нарратив, отвечающий интересам России

Насколько масштабна и сложна эта кампания по дезинформации, показывают отчеты о расследованиях, опубликованные несколькими организациями и группой Meta в Facebook. Создано более 60 фейковых новостных сайтов, были очень точно скопированы по образцу авторитетных источников в соответствующих странах. Были также профили в Instagram, Twitter, YouTube и Telegram, а также активность на платформах петиций Change.org и Avaaz.

Эта акция представляла собой большую сеть, которая распространет ложную информацию о войне в Украине в Германии, Франции, Италии, Великобритании, а также в самой Украине с мая этого года.

Например, в этой кампании дезинформации были использованы сайты английской Daily Mail, французской «20 Minutes» и итальянского информационного агентства Ansa. Подделки лишь незначительно отличались веб-адресом. Схема идентична. Чтобы лучше скрыть фейк, поддельная статья будет отображаться только в том случае, если введена прямая ссылка, в остальных случаях читатель будет перенаправлен на исходный сайт. Таким способом этот файк-проект задействовал в общей сложности не менее 17 медиапорталов.

Фейковые новости распространяют нарратив, отвечающий интересам России. Речь идет о том, что надвигающиеся энергетические узкие места могут нанести ущерб экономике и населению Европы. Или что поставки оружия в Украину должны прекратиться. Кроме того, Украина изображается коррумпированным «нацистским государством» и обвиняется в военных преступлениях.

«Это самая крупная и сложная операция, которую мы сорвали с начала войны в Украине»

О том, что это - не дилетантская операция, свидетельствует уже бюджет, который должен был быть в распоряжении авторов этого фейк-проекта. Только на платные посты и рекламу поддельных страниц в Facebook и Instagram этот прект потратил более 100 тыс. долл. США.

Программное обеспечение для отслеживания, обнаруженное шведской некоммерческой организацией Qurium, также указывает на профессионалов. С помощью такого программного обеспечения можно отслеживать звонки по ссылкам. Это свидетельствует о том, что успех этой фейк-кампании был измерен и доведен до сведения вышестоящего органа.

Насколько велик эффект от таких операций на самом деле, остается неясным. В случае кампании, которая теперь раскрыта, инициаторы этого фейк-проекта заплатили около 2 тыс. долл. США за распространение одного поста в Facebook. Это выяснила Лаборатория цифровых криминалистических исследований американского аналитического центра Atlantic Council. Утверждается, что каждый фейк-пост был показан на Facebook от 500 до 600 тыс. раз, в основном в Германии.

В общей сложности в рамках этой кампании Facebook заблокировал 1633 аккаунтов, отключил 703 страницы, закрыл группу и удалил 29 аккаунтов Instagram.

По данным T-Online, за распространение этого фейк-контента отвечала не только платная реклама, но и многочисленные тролли, которые делились друг с другом статьями с якобы авторитетных площадок, размещали их в комментариях и в группах, или вставляли в тематические обсуждения.

Кто именно стоит за этим впечатляющим по размерам проектом по дезинформации, с уверенностью сказать нельзя. Однако есть много указаний на российскую группу — независимо от того, принадлежит она государству или нет. Группа Meta в Facebook даже пишет о «крупнейшей и самой сложной российской операции» с начала войны в Украине.

Кампания демонстрирует необычное сочетание утонченности и грубого экшена, пишет Facebook. Фальсификация веб-сайтов и использование более полудюжины языков — дело трудоемкое. При этом распространение в основном происходило через неуклюжие объявления. Согласно его собственным заявлениям, Facebook уже автоматически удалил большинство поддельных страниц или профилей с платформы еще до начала расследования.

Однако, прямая причастность российского государства к таким дезинформационным кампаниям лишь в редких случаях может быть бесспорно доказана. Но как и в других случаях, подобные операции проводятся из России с целью влияния на общественное мнение – также и во время войны на Украине. Самая известная подобная акция — это попытка повлиять на президентские выборы в США в 2016 г.

Китайские источники дезинформации

Meta столкнулась не только с российской кампанией фейковых новостей, но и с аналогичной попыткой китайских источников распространить ложную информацию в США. В ходе этой кампании по дезинформации, по всей видимости, зародившейся в Китае, Facebook пришлось заблокировать 81 учетную запись, удалить восемь страниц, закрыть группу и отключить две учетные записи Instagram. По словам Меты, целью этой кампании было повлиять на общественное мнение относительно предстоящих парламентских выборов в США.

Meta пишет, что китайские источники неоднократно делились контентом из российских министерств. Однако прямой связи между этими двумя действиями, как утверждается, не было.

Хоть эти фейк-операции стали теперь достоянием гласности, Мета не исключает, что подобные акции продолжатся в фоновом режиме и вскоре могут снова появиться подобные поддельные сайты и фейк-новости. В ходе расследования Facebook уже наблюдал, есть потытки создавать новые фальшивые веб-сайты.

Так что будьте внимательны, когда читаете новости. Проверяйте подлинность интернет-адреса медийного издания.

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи здесь

Добавить комментарий