Местные особенности

30.03.2012

«Атлас этнических стереотипов народов мира»

Янко Цветков (Yanko Tsvetkov), болгарский художник
и графический дизайнер. Живет в Лондоне и Мадриде.
Share on facebook
Share on twitter
Share on vk

Своим едким юмором произвел  самый настоящий фурор в интернете. Его сатирические карты (Mapping Stereotypes) - впечатляющее собрание предубеждений и национальных стереотипов жителей разных стран. Подчас перевести некоторые «взгляды на мир» практически не представляется возможным. Особенно специфичен британский юмор...

Этот необычный, но очень информативный и прекрасно проработанный проект возник на основе огромного интереса Янко к истории и географии, и конечно же ввиду его страсти к путешествиям. Где бы он ни оказался, всегда много общается с местными, замечая особенности их юмора и изучая гамму сложившихся у них предубеждений.

Цветков считает, что каждому, кто едет за границу, придется переосмыслить сложившиеся в его сознании стереотипы о той стране, куда он направляется. Как правило, некоторые из них – ошибочны. Другие же, наоборот, могут быть подтверждены реальным положением вещей. Важно однако понять, что эти предрассудки в личных контактах не играют никакой роли. Они - лишь «игры ума».

То есть, не стоит относится к этим картам слишком серьезно. Автор никоим образом не стремится задеть чьи-либо национальные чувства. Он не устает объяснять, что его «шуточные» карты - критика тех, кто судит о других странах сквозь призму стереотипов, кто ищет лишь негативные черты и повадки у своих соседей. Ведь, никто не желает, чтобы его самого оценивали с позиции этнических штампов, но почти все пользуются таковыми, оценивая поведение людей других национальностей. И карты Янко Цветкова помогают осознать, что у всех нас есть гораздо больше общих черт, нежели отличий.

Итак, я начну со «швейцарского» взгляда на соседей по европейскому континенту. Кстати, швейцарцы наряду с норвежцами больше всех остальных приятно удивили Цветкова. Как наличием у них чувства юмора вообще (он тоже был под властью стереотипа, что они серьезные и скучные люди), так и его первоклассным уровнем.

alphadesigners.com

Швейцарцы, шутит Цветков, считают свою страну центром Вселенной. Германия, с их позиции, - "налоговая дыра"*/. Италия – страна третьего мира, а Англия  - веселое место для зарабатывания денег.

И далее по списку:

Шотландия - алкоголики

Ирландия – родина Гиннесса

Исландия – «Банки, э-э?»

Норвегия – похожи на нас, но богаче

Швеция – похожи на нас, но скучны

Дания – Лего

Нидерланды – болото

Бельгия – плохой шоколад

Финляндия – Санта Клаус

Россия – яйца Фаберже

Украина-Белоруссия – Чернобыль

Юго-восток Украины – Китай

Крым – Япония

Кавказ - Корея, словом, край земли...

Кавказ - Корея, словом, край земли...

Польша и прибалтийские страны – северо-европейская беднота

Чехия – пиво

Словакия – дешевые лыжные курорты

Австрия – дураки

Франция – "Дикий запад"

Испания – Барселония

Португалия – пляж

о. Сицилия – мафия

Венгрия-Румыния-Болгария – южно-европейская беднота

Хорватия - воры и грабители

Сербия - военные преступники

Албания – Африка

Греция – обанкротившиеся отели

Турция – минареты

Африка – это уже где-то на других планетах, Марсе, Юпитере, Меркурии...

Далее

*/И в этом есть доля истины. Швейцарцы считают, что именно налоговая политика Германии провоцирует «бегство» денег и людей из страны. Из-за налогов возник и скандал с «черными» немецкими деньгами, хранящимися в швейцарских банках. И наплыв немецкой рабочей силы в Швейцарию также косвенно связан с налоговой политикой Германии.

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи здесь

У этой записи 5 комментариев

  1. Ljubov

    Спасибо.Читала и улыбалась. Да , это верно, иногда стереотипы правят сознанием:)

  2. Елена

    Приветствую всех! Светлана, спасибо за интересную статью. В силу нынешней занятости не могу позволить себе сейчас регулярно и от и до прочитывать все номера журнала. Но в свободную минутку заглядываю и получаю «радостное» удовольствие. Спасибо! С уважением, Елена.

  3. Василий

    Я считаю, что собрав все стереотипы можно сделать что-то необычное, в некой степени выходящее за рамки стандартов и привычек. Будьте проще, экономьте силы и время других людей. Ведь стереотип — это не ограничение, это основа для движения вперед.

  4. sweety

    В рамках межкультурного менеджмента пользуется успехом следующее сравнение: «Рай — это там, где немец-инженер, француз-повар, итальянец-любовник, англичанин-полицейский, русский-друг, швейцарец-банкир; ад — это там, где русский-инженер, немец-полицейский, англичанин-повар, итальянец-банкир, швейцарец-друг, а француз-любовник… Этот пример приводила в академии менеджмента в Германии автор курса. Согласиться или нет?
    Моя коллега во время открытого урока спросила немцев-коллег, присутствующих на занятии, какой стереотип существует о русских. Ответ: пьют. Последовал опрос аудитории в 40 человек (для социологии это уже срез), пьющих и выпивающих не нашлось.
    Для процветания стереотипов общаемся очень мало с другими нациями, а когда общаемся, говорим, что мы такие же. Пример: я зашла на кафедру и рассказываю услышанную шутку коллеге из Англии: три любимых темы женщин 1)мужики — все козлы 2) нечего надеть 3) надо похудеть. Реакция англичанки «Точно, у нас также!» Поздравляю женщин с наступающим праздником 8 марта!

    1. Светлана Линс

      Но что интересно, люди сами идентифицируют себя с этническими стереотипами, сложившимися о них и поддерживают их также и в своем сознании. Так, моя подруга-швейцарка недавно попала в ДТП, сама не пострадала, я ее машина — в лепешку. Так, пока она в себя приходила после шока, столько народу приняло участие в решении всех формальностей. Люди, ехашие по трассе, остановились и помогали: обесточили машину, позвонили в полицию, в страховую службу и прочее. Когда моя подруга об этом рассказывала, я отреагировала следующим образом: «А еще говорят, что швейцарцы погружены в себя, равнодушные и отстраненные люди». На что она мне ответила:»А я ведь, тоже так раньше думала!». Причем, машину ей разбила албанка, правда, выросшая в Швейцарии. И тем не менее, у швейцарцев достаточно явный негативный стереотип по отношению к албанцам. Они тут все — «юго». Но пока решались вопросы с машиной и разбирались с обстоятельствами ДТП, дамы даже подружились. Причем, вопросы решались с такой эмпатией: все старались понять и учесть ситуацию другой стороны.

      Я уже писала об этом механизме разрушения стереотипов в комментариях к посту «Беженцев — в концлагерь», что стереотипы сильны лишь на расстоянии, как абстрактные данности. А когда устанавливается личный контакт, стереотипы «тают» от человеческого тепла.

Добавить комментарий