Машины

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Андрей Мовчан «Английский дневник» Глава 12

Воздух в Лондоне действительно чистый, разница с Москвой разительная, и вклад в это вносят не только океан вокруг и огромные парки – в первую очередь это автомобили, большинство которых составляют электромобили и гибриды, спасибо LEZ и Congestion Charge, большому количеству электро- и водородных заправок, подсуетившейся коропрации Siemens, которая вделала розетки для электромобилей в столбы уличного освещения на каждой улице (зарядку в них можно оплатить карточкой прямо у столба), да доброй Тесле, которая вешает на парковках отелей и супермаркетов свои зарядники.

Личные транспортные средства в Лондоне можно условно поделить на шесть групп: винтажные, ВИП, продвинутые, венчурно-коммерческие, семейные и социальные. Есть конечно и смешанные типы: ВИП-продвинутые, социально-продвинутые, винтажно-ВИП (почти все винтажные такие).

Винтажных автомобилей в Лондоне очень много – в основном это отреставрированные модели полугоночных машин послевоенной эпохи (довоенных я не встречал). Ездят на них, как правило, пожилые аборигены высокого уровня достатка, ездят всерьез, как на средстве передвижения, а не на музейном экспонате – не только в клуб, но даже и на рынок. О раритетности вспоминают пару раз в год, выезжая в Подлондонье на автопробеги редких автомобилей (почти каждый раз, когда я еду к морю через Суррей, я встречаю такой пробег – 20-30 винтажных машин колонной; клубов любителей раритетных машин много, и все они конкурируют друг с другом – потому и «парады» у всех в разное время).

На ВИП автомобилях ездят или иммигранты – беглые российские чиновники, родственники арабских шейхов, отпрыски богатых итальянских фамилий, индийские программисты, славянские основатели успешных стартапов, жены бразильских плантаторов, африканские банкиры и диктаторы, или – потомственная аристократия. В первом случае такие автомобили ночуют на самых престижных улицах Лондона; во втором – во дворах подлондонских поместий, носящих гордое название «manor».

ВИП автомобиль – он и в Африке ВИП автомобиль: это Феррари или Ламборгини (их в Лондоне сильно больше, чем в Москве – рискну предположить, что это из-за низкого качества московских дорог), Бентли, Мазератти, на худой конец предельно упакованный range rover; часто – кабриолет. Крутые мерседесы тоже встречаются, но по какой-то причине они не так часты и не выглядят ВИП – скорее, они входят в класс венчурно-коммерческих. Множество мерседесов – электрические, и потому их можно занести и в «продвинутые».

Местные ВИП автомобили нередко по полной программе страдают от специфики вкусов своего хозяина. В двух кварталах от меня паркуется совершенно золотой, как купол Храма Христа Спасителя, Ламборгини. Нежно розовый Range Rover иногда приезжает к рыбному ресторану на канале неподалеку.

Разумеется, ВИП автомобилю нужен ВИП номер. В Британии в отличие от России, любой каприз можно удовлетворить за деньги, и ВИП номера продаются самим DVLA (driving and vehicles licensing agency) через интернет: собрал из символов то, что тебе нужно, если это уже не занято – увидел цену, посмотрел симуляцию («как будет выглядеть на машине», надо указать марку), отправил друзьям или жене через share, нажал кнопку «купить», заплатил, пошел в ближайшую мастерскую по производству номеров для авто, изготовил номера, прикрутил, ездишь, как ни в чем не бывало. Цены колеблются от 200 до 2000 фунтов (включая регистрационный сбор 80 фунтов).

Я из любопытства собрал AM 68 LON (типа Андрей Мовчан 68 г.р. Лондон) – оказалось номер свободен, и стоит 399 фунтов. Я, конечно, не удержался и проверил: RU 01 EKX стоит 499 фунтов, A 321 AAA – 399, AG 07 KGB – 499, F 01 OOL – 999, PU 52 TIN – всего 250. Для России выглядит странно – как так, не надо никому из-под полы платить, да еще и номера можно самим сделать. Но не надо забывать, что в Англии информация о регистрации автомобилей вся в сети, и если ты приделал левый номер, то дальше первой камеры, контролирующей дорожное движение, ты не проедешь.

Кстати, оформление покупки машины в Великобритании тоже предельно упрощено. Продавец посылает данные о продаже в DVLA, и через несколько дней по почте покупателю приходит аналог техпаспорта (большой, формата А3, сложенный пополам бумажный цветной лист с большим количеством информации о машине). Если ты его сломал/потерял – можно через интернет заказать новый, DVLA не жалко, пришлют, проверять, кто заказал не будут – кому нужен это тех паспорт кроме владельца машины? Никакого «свидетельства о регистрации» в Англии нет.

Продвинутые машины – это гибриды и электрические. В городе очень много Тесл – в том числе самых больших, с falcon doors. На парковках пригородных отелей и ресторанов обязательно есть бесплатные зарядки для Теслы (и только для Теслы). При этом в городе (по визуальной оценке) не менее половины машин всех возможных марок ездят на электричестве. Выделяются Тойоты (их просто очень много), есть Фольксвагены, Мерседесы. Среди гибридов лидируют Лексусы – на любой парковке обязательно найдется 450H.

На электрических машинах ездит интеллигенция и менеджмент ESG компаний (ecology, social, governance – в последнее время эти три buzz-words стали определять, работаешь ли ты на мерзкого отживающего свой век капиталиста, чья компания, какие бы ни были у неё прибыли, обязательно пойдет ко дну, или – на акционеров со светлыми лицами, чья компания, даже неся колоссальные убытки, будет всегда расти в цене). Это прогрессивно, современно и на 3-4 тыс фунтов в год дешевле, чем ездить по центру Лондона на бензиновой машине.

БМВ 6 и 7 серии, джипы Ауди, различные модели Порш, мерседесы – это венчурно-коммерческие машины, поскольку в основном на них ездят создатели стартапов, покупающие машины на средства, собранные с инвесторов для коммерческого развития своих компаний. Средний возраст их водителей – 25-30 лет, они обязательно темного цвета, в наивысшей комплектации; паркуются они, где хотят, легко нарушают скоростной режим, на месте парковки за ними нередко остаются пустые стаканчики из-под кофе: стартаперы в Лондоне профессиональные и понимают, что залог успеха в разрушении правил.

Семейные машины – большие минивэны в личном пользовании – встречаются в основном в пригородах Лондона, хотя бывают и в центре. По непонятной причине абсолютным лидером по количеству является Форд Торнео. Это здоровенный 8-9 местный агрегат, у которого в силу габаритов даже боковых зеркал четыре. Я брал такой в аренду, когда мы всей собравшейся на reunion семьей ездили в Кент – впечатление, что попал в игру World of tanks, но – удобно.

Остальная масса личных машин в городе – социальные, примерно, как housing. Чемпионами по спросу в этой группе являются Фиаты 500 и Уно, бензиновые Мини малого размера, маленькие Тойоты и Шевроле. Гнездятся эти машины за пределами дорогих районов и центра, около многоквартирных, похожих на тюрьмы своим темным кирпичом и окнами «в клеточку» многоэтажек или маленьких – по 100 квадратных метров – домиков. Покупают их в основном на вторичном рынке, где в хорошем состоянии такая машина стоит 4-5 тыс. фунтов. Правила эти машины соблюдают неукоснительно – местные штрафы (от 20 до 200 и более фунтов) владельцам не по карману.

Но большая часть лондонцев даже не думает заводить машину, и дело тут не только в дороговизне удовольствия и постоянных проблемах с парковкой. Просто в городе очень хорошо работает публичный транспорт - о нем в следующей главе.

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи здесь

Добавить комментарий