Местные особенности
Sechselaeuten - весенний праздник в Цюрихе


В третий понедельник апреля цюрихские гильдии празднуют Sechselaeuten и проходят парадом по городу в исторических костюмах. В шесть часов вечера «Boeoegg», снеговик из ткани и дерева, наполненный петардами и хлопушками, поджигают на Sechselaeutenplatz в Bellevue. Чем короче время, пока Boeoegg не потеряет голову, тем теплее должно быть лето.
Sechselaeuten — это праздник продления рабочего дня
В третий понедельник апреля цюрихские гильдии празднуют Sechselaeuten и проходят парадом по городу в исторических костюмах. Гильдии купцов и ремесленников существуют в Швейцарии давно, с 1336 г. А праздник Sechselaeuten? Цюрихскому весеннему празднеству уже добрая сотня лет. Однако термин Sechselaeuten возник намного раньше. На протяжении веков в первый понедельник после равноденствия вечерний колокол церкви Гроссмюнстер звонил в шесть часов вечера в знак того, что пришла весна. Это был Sechselaeten. Ежегодный знак того, что людям теперь разрешено работать до шести часов вечера, а не до пяти.
Таким образом, Sechselaeuten — это праздник продления рабочего дня. Начиная с 18-го в. в этот день гильдии устраивали трапезу для своих членов. Но потребовалось более века, чтобы парад, Boeoegg, костер и гильдии собрались вместе, чтобы этот праздник приобрел сегодняшний формат.
«Праздник горящего снеговика»
Boeoegg - главный герой Sechselaeuten. Год за годом он появляется только для того, чтобы быть торжественно казненным на костре посреди Сехселойтенплац (Sechselaeutenplatz). Это кажется довольно языческим. И это. Бёгген (Boeoeggen) в смысле устрашающих фигур в капюшонах появился в Цюрихе с 15-го века. В частности, дети ходили по улицам в масках, чтобы пугать людей и просить милостыню. В какой-то момент возник обычай сжигать Бёгген. По-видимому, впервые это произошло в 18-м веке, а именно у стены Линденхофа (Lindenhof) в сторону Лиммата.
Позже мальчишки ввели обычай зажигать весной соломенную куклу в Кратц квартале(Kratzquartier) между церковью Фраумюнстер и Цюрихским озером. Другие последовали их примеру. В этой самодельной кукле люди видели воплощение различных зол, таких как грипп 1890 г., поразивший Цюрих. Инфекционная болезнь унесла жизни миллиона человек в Европе и изображалась как мрачный ангел смерти и пугала.
Со временем это чучело стало рассматриваться как воплощение зимы и вскоре приобрело свою нынешнюю форму. Еще в 1809 г. немецкий писатель-путешественник сообщил о «Празднике горящего снеговика». Со временем этот ритуал оброс различными ассоциациями. Однако изначально гильдии не имели к этому никакого отношения. Традиция сжигать Boeoegg на Sechselaeutenplatz пошла только с 1902 г.
Сколько петард наполняет Boeoegg?
Со временем претерпел изменени я и сам Boeoegg. Простое соломенное чучело прошлых лет теперь стало высокотехнологичной вещью. Он стоит на возвышении высотой 10 м и шириной 7 м, сложенной примерно из 4500 вязанок дров. Массивная деревянная конструкция образует скелет Boeoegg. В качестве внутренностей используется черный порох, 70 литров клейстера, древесная шерсть, джутовые ткани и вата. Они придают снеговику внушительную массу тела: его рост 3,40 метра, вес 100 килограммов, а одна только взрывная голова имеет окружность 1,80 метра.

Кроме того, фигура очень взрывоопасна: его тело скрывает около сотни так называемых фейерверков и хлопушек, которые гарантируют, что горение также дает акустический эффект. Организаторы должны получать разрешение от полиции на запуск петард.
Каждый год Лукас Мейер, создает Boeoegg вручную, на эту работу уходит 50 часов. Boeoegg всегда одинаков. Меняется только его галстук, посвященный соответствующему гостевому кантону, в этом году - кантону Швиц.

Чем быстрее взорвется голова Boeoeggа, тем быстрее наступит лето, по крайней мере, так гласит поверье.
Пока Boeoegg горит, группы верховой езды Constaffel и гильдий объезжают его по три раза каждая. А музыканты гильдий играют марш Sechselaeuten, за одним исключением: музыканты Weggen, или гильдии, изначально состоявшей из пекарей и мельников, играют марш Weggen, также известный как «Огненные бомбы». Самый быстрый Boeoegg сгорел менее чем за пять минут, а самому длинному потребовалось 40 минут, прежде чем голова взорвалась. Рекорд (с момента введения регулярного хронометража) принадлежит Boeoegg 2016 г.: он выдержал огонь в холодную и сырую погоду чуть менее 44 минут.
Что такое гильдия?
Гильдии существуют с 1336 г., т.е. со времен Средневековья. Первоначально это были ассоциации мастеров-ремесленников или торговцев. Его члены олицетворяли собой городскую буржуазию, эмансипировавшуюся от дворянства и духовенства. Они хотели взять бизнес в свои руки, и они это сделали.
Они устанавливали правила своей профессии вплоть до 19 в. Например, кому разрешалось работать мастером и сколько подмастерьев он мог нанять. Они также определяли, кому разрешалось заниматься ремеслом в городе. Сегодня гильдии уже не имеют той силы, которая была раньше. Тем не менее, они все еще существуют как клубы.
Стать участником сложно. Процедура приема начинается с приглашения в качестве гостя членом гильдии и включает в себя множество непредвиденных обстоятельств. Поэтому вокруг процесса оплетается множество мифов. Кроме того, процедура отличается в зависимости от гильдии.
Несмотря на различия, у всех членов гильдии есть кое-что общее: страсть к Sechselaeuten.

Вся власть - гильдиям!
До начала 14-го века ремесленники не имели политической власти в Цюрихе. Политическая власть принадлежала рыцарям и свободным гражданам, составлявшим городской совет. Это изменилось только с гильдейской конституцией 1336 г. 7 июня рыцарь Рудольф Брун вместе с ремесленниками и купцами изгнал членов совета из ратуши.
Существовавшие, большей частью довольно разрозненные, ремесленные объединения были преобразованы в постоянные организации — гильдии. Затем они отправили представителя в Большой совет. До 18-го в. каждый имеющий право голоса избиратель, владевший землей в городе, должен был быть членом гильдии. В противном случае он не мог бы воспользоваться своим правом голоса. Также у гильдий была и социальная функция, например, забота о своих членах. Кроме того, они содержали питейные заведения, где собирались и общались.

Гильдии пережили даже конец города-государства, но утратили свою политическую функцию только в 1798 г. Когда в 1866 г. все население получило право голоса, они также стали излишними в своей роли избирательных округов и стали чисто общественными объединениями — и за ними, например, осталась обязанность организовавыть праздник Sechselaeuten. Сегодня насчитывается 26 гильдий – в том числе Общество констаффелей (Constaffel), объединяющее тех, «кто не имеет гильдии», то есть дворян и представителей старого правящего класса.
А праздничное шествие? Если бы, например, вы спросили Саломона Гесснера (Salomon Gessner) из Meisen (гильдии, первоначально объединявшей владельцев гостиниц, шорников и художников) примерно в 1760 г., что он думает о процессии гильдий через Цюрих, он, вероятно, с сожалением улыбнулся бы. Гильдии определяли социальную и политическую жизнь города. Они присутствовали, даже не представляя себя торжественно населению.
Лишь в начале 19-го в. члены гильдий начали устраивать небольшие ночные парады, которые постепенно переросли в Sechselaeuten. Но это также дало понять, что культивирование праздничности, обычаев и традиций было единственным, что оставалось гильдиям. С конца 19-го века эта новая традиция также породила новые гильдии. С 1860-х годов сожжение Бегга сопровождалось меньшими процессиями, которые постепенно превратились в то, что мы знаем сегодня как парад Sechselaeuten.

Более того, свою четко структурированную форму парад приобрел лишь с течением времени. Первые парады имели гораздо больше общего с оживленным карнавалом, чем с сегодняшним Sechselaeuten. С 1890-х годов в воскресенье перед Sechselaeuten проводится отдельный детский парад.
Почему женщины участвуют в параде впервые?
Щекотливая тема в Sechseläuten – участие женщин. Вернее, неучастие. Хотя на самом деле так быть не должно. В более ранние века было совершенно ясно, что женщины могут быть членами гильдии при определенных условиях. До сих пор женщинам разрешалось быть там только в качестве цветочниц в костюмах или в качестве почетных гостей. Что является, к слову, также недавним историческим достижением. И исправить это требует усилий.
Попытки Общества Фраумюнстер добавить женский аналог к 26 мужским обществам пока не увенчались успехом. И даже если гильдии с течением времени испытывали все большие трудности с обоснованием своей позиции — например, категорическим неприятием женской гильдии или отказом принимать женщин в свои ряды — они железной хваткой держали свои традиционные правила.
Особняком стоит гильдия Meisen, она первой открылась для женщин. Все остальные гильдии пока не проявляют желания отказываться от строгой мужской зоны. Гильдия Hoengg недавно отказала в допуске женщин и заявила: «Время еще не пришло».
В Meisen не только сыновья гильдии, но и взрослые дочери могут принимать участие в мероприятиях в качестве постоянных гостей, первоначально в рамках пилотного проекта. Затем крупнейшая цюрихская гильдия проголосует за то, принимать ли женщины.

Хотя, женщины в гильдиях — не новость. В 1891 г. 24 женщины имели свидетельство о членстве в гильдии Мейзена. Однако можно предположить, что они не принимали активного участия в цеховой жизни. Последним членом мейзенской гильдии была Берта фон Май, умершая в Цолликоне в 1924 г. Она унаследовала свое членство от своего деда, Ханса Каспара Эшера, промышленника из Цюриха.
Винный фонтан
Вино — важная часть празднества, по крайней мере, для Sechseläuten. Таким образом, новшество, представленное в 2016 г. идеально подходит для праздника: в том году вино пузырилось из фонтана на площади Мюнстерхоф перед церковью Фраумюнстер во время гуляний. Теперь в Sechseläuten вино течет из трубы, которая обычно доставляет воду в маленькую чашу фонтана. Способность превращать воду в вино принадлежит Waag (гильдии, представляющей шерстяных и льняных ткачей, шляпников и торговцев льном). Итак, винный фонтан!

В работе над статьей были использованы материалы периодиодических изданий.
При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.
Адрес статьи здесь
Похожие записи

АВТОР:
Светлана Александрова Линс