(Взаимоотношения подчиненных и начальников в разных странах)
На вопрос, что делает человека довольным своей работой и начальством, в разных странах ответят совершенно по-разному. Разумеется, что немало зависит от изначального отношения «Подчиненный — Руководитель». Однако здесь многое зависит от географического положения, поскольку отпечаток культуры, привычных устоев и особенностей бизнес-этикета отражаются на деловых качествах, что в последствии и определяет отношения между руководством и сотрудниками компании.
Я начальник — ты дурак?
Ругать начальство за глаза, за сигаретой или чашкой кофе с сослуживцами — одна из привычек работающего россиянина. Нет большей радости, чем обсудить очередное «самодурство», а качества, за которые уважают шефа, порой не относятся напрямую к деятельности предприятия. Еще с царских времен начальство должно быть «строго, но справедливо», «страшно в гневе, но отходчиво».
Можно ли в таком случае вообще считать, что подчиненные способны оценить своего начальника непредвзято?
«На основе собственного опыта и ценностей, у каждого человека формируется своя истина и отношение к действительности», — считает Андреас Фюрзаттель, коммерческий директор развивающей свою деятельность в России международной компании BEI, специализирующейся в сфере бизнес-образования.
Задача менеджмента — сделать так, чтобы все люди, такие разные, хорошо делали вместе свою работу. А что же бывает, если вашему делу не всегда способствует удача?
Согласно опросу, опубликованному газетой «Ведомости», причинами неудач в бизнесе почти половина российских сотрудников считает обыкновение начальства экономить на персонале. Треть участников опроса уверены, что главная беда — это безграмотность управленцев, от начальника отдела до первых лиц страны. Двадцать процентов пеняют на непотизм, то есть обвиняют извечную российскую привычку тащить за собой «крутых» и родственников без оглядки на их деловые качества. Среди других бед фигурируют чрезмерная прижимистость и отсутствие лидерских качеств у тех, кто занимает начальственное кресло.
А как у них?
На Западе существует несколько иная традиция взаимоотношений начальник-подчиненный, но и там нет единообразия.
Немцы
Опубликованные в немецкой прессе результаты опроса 11 тысяч человек из 25 стран, гласят, что немцы ценят, если шеф предоставляет им свободу действий и решений, но действует самостоятельно в решающих вопросах и умеет настоять на своем. За решительного шефа голосуют 80 процентов опрошенных, но при этом половина из них считает, что их собственные достижения оцениваются неверно.
Шведы
Шведы ценят сотрудничество между начальством и подчиненными, а потому важным для успеха предприятия считают установку шефа на работу с командой. Среди основных задач, стоящих перед руководством, шведы называют заботу о равноправии и солидарности, а необходимость директивных указаний оправдывают лишь в стратегически важных вопросах. И лишь менее 15 процентов опрошенных шведов ратуют за четкие указания от начальства.
Южная Европа
В отличие от Северной, она идет по другому пути: так, испанцы считают, что шеф должен применять авторитарный стиль руководства и все решать самостоятельно, а попытки переложить часть решений на подчиненных воспринимают как слабость. Авторитарный стиль популярен и у французов, которые ожидают от начальства четких и ясных указаний. Они стоят за четкую иерархию, и лишь двадцать процентов видят в ней ограничение своего творческого потенциала.
Восточная Европа
В странах Восточной Европы картина несколько иная. Поляки, как и многие россияне, ценят личные отношения. Половина опрошенных считает, что шеф должен ценить личную лояльность даже выше, чем производительность труда. Для 90 процентов поляков, участников опроса, хорошие отношения с начальством — это важнейшая составляющая, чтобы быть довольными своей работой. Чехи и Болгары, в свою очередь, ценят шефа-«суверена», который и на путь истинный наставит, и будет своим сотрудникам опорой и защитой.
США
Американцы не зацикливаются на личных отношениях между начальством и подчиненными. Для жителей Соединенных Штатов, страны «self-made people», важна установка руководства на будущие достижения. Это качество отмечают 75 процентов опрошенных, при этом полезным считается и умение шефа доверять своей интуиции. Больше значение для работающих американцев имеют так называемые «soft skills», или социальные компетенции, которыми должны обладать и начальник, и подчиненные.
Азия
Азиатский стиль руководства — это сочетание мягкости и мощи. Начальник в этом случае — как твердый кулак внутри мягкой перчатки, и подчиненные ценят царящие внутри коллектива гармонию и иерархию. У большинства из них, неприятие вызывает сама возможность критиковать начальство. В таком случае успех предприятия во многом зависит от курса, который выберет руководства, а подчиненные будут ему следовать и делать то, что способствует его продвижению.
Россия
Россия, стоящая на стыке Европы и Азии, вбирает противоречивые тенденции. Желание «твердой руки» сочетается с любовью «перемыть кости» начальству, чего не встретишь в азиатских странах. Для того, чтобы начальство и подчиненные жили «душа в душу», шефу нужно не только хорошо разбираться в своей сфере деятельности, но и грамотно строить личные взаимоотношения со своими работниками, которые в этом случае не имеют ничего против некоторой авторитарности. Потому что «стиснуть зубы и делать свою работу» в нездоровой атмосфере русским трудно.
Северная Европа
Дальше всего от нас стоит Северная Европа с ее любовью к командному типу руководства. Но шеф, который хочет, чтобы ему подчинялись, должен заслужить еще и уважение, и уметь в нужную минуту «отпустить удила» и дать работнику определенную долю самостоятельности. Россияне, подобно жителям Восточной Европы, ценят личные взаимоотношения, и здоровая атмосфера в коллективе — важная составляющая успеха.
Директор российского отделения компании BEI Аня Пабст, работающая на ниве соединения русской манеры ведения бизнеса с европейской традицией, считает, что «главная задача менеджмента — разместить на ключевых постах правильных людей, которые могут обеспечить оптимальный рабочий процесс и нацелить остальных на достижение более высоких результатов».
«При этом, — добавляет она, — важно, чтобы менеджмент осознавал, какие методы управления есть в его распоряжении, и меньше полагался на интуитивный тип управления, который делает результат непредвиденным. Поскольку рынок и так достаточно непредсказуем, сотрудники должны быть уверены хотя бы в своем начальстве. И наличие такой уверенности снижает текучку кадров и дает залог того, что люди получают больше удовлетворения от своей работы».
Источник: www.diletant.ru
_________________________________________
При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал “В загранке”обязательна.
Адрес статьи: https://vzagranke.ru/mentalitet/ne-dlya-turista/ya-nachalnik-ty-durak.html ?
Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:
(посмотреть видео Процедура подписки)
назад к выпуску >>
к рубрике >>