«Дело в том, что я хожу покупать продукты в небольшой магазин на нашей улице. Продавец – приятная женщина. У них семейный бизнес, работают по 12 часов, устают. Она в основном стоит на кассе, а место это – на сквозняке. Однажды она мне пожаловалась, что болит у нее спина – просквозило. У меня было целых три пуховых платка, которых тут нет. И я через несколько дней занесла ей один из них.

Она прореагировала весьма неожиданно. Стала предлагать за это деньги, удивлялась такой внимательности. Одарила все-таки коробкой конфет, и до сих пор говорит об этом и благодарит. Я не сделала ничего особенного, даже не последнее отдала. Что происходит в обществе, если из-за ее реакции я в последнее время чувствую себя прямо-таки белой вороной? И что происходит на эту тему в других странах?

Ведь, кажется, мы не голодаем, нет разрухи, на каждый метр – по 5 мобильников и иже с ними баловства??? Народ искренне не верит в добрые намерения…»жизненная позиция

Ответ:

Действительно, бескорыстие как свойство личности, действующей не в своих прямых интересах, встречается примерно у 10% от всего числа людей. То есть, если они и не «белые вороны», то в любом случае, люди особенные. Причем, наличие этих качеств не связано с полом, доходом и образованием их носителей. Как подтверждают последние исследования нейробилогов, биохимиков и психологов, альтуизм связан с активацией особых зон головного могза человека, когда добрые дела вызывают у него самого состояние удовольствия (подробнее об этом в статье, на сайте журнала «Чем больше серого – тем человечнее»). И в описанной Вами ситуации, бурная реакция женщины, получившей от Вас неожиданный подарок и внимание, свидетельствует о том, что прежде она не сталкивалась с альтруистами, и в то же время сама не относится к этой категории людей.

В то же время это вполне нормально, что Вы не считаете свое поведение особенным. Как правило, альтруист не задумывается о том, что его помощь и внимание, оказанные кому-либо, принесут ему впоследствии приятные ощущения – его порыв подсознателен, и поэтому воспринимается самим человеком как естественный. То есть доброта как норма социальной ответственности альтуристом не только усвоена на уровне сознания, но и перешла в убеждения. И на поведенческом уровне воспроизводится автоматически – именно у альтруистов «слово не расходится с делом».

У остальных же 90% людей добрые поступки так или иначе есть сознательное следование общественным нормативам, позволяющим сохранять социально приемлемый облик. Конечно, в разных культурах нормы социальной ответственности и солидарности представлены по-разному и по форме, и по объему безвозмедной помощи. Это и субсидии, и благотворительные акции к праздникам, и долевое участие в ритуалах жизненного цикла (помощь в организации свадеб, постройке дома и т.д. со стороны родственников, соседей, односельчан).

В современных условиях активное развитие получили такие формы, как спонсорство и благотворительная поддержка гуманитарных проектов, когда безвозмездная помощь оказывается совершенно незнакомым людям, подчас живущим в других странах и на других континентах. Как и средства для такой помощи, предоставляемые людьми, аккумулируются в чьих-то руках или в организации. Что со стороны не воспринимается как чей-то конкретный порыв, индивидуальная акция добра.

Так же как и усложнение социальной организации и развитие инфраструктуры достаточно сильно меняют наше восприятие: многие вещи, как и услуги, которые ранее были недосягаемыми, сегодня оказываются частью нашей повседневности. Но вот уделить время ближнему, внимательно его выслушать и посочувствовать – это остается непреходящей ценностью, которая, к сожалению, в ритмах современной жизни не всегда и не всем оказывается доступной. Люди же, как Вы верно заметили, все больше нуждаются не в еде и вещах, а в глубоком, душевном общении и сопереживании, чему нужно учиться.

Если возникнут какие-либо конкретные вопросы или необходимость более детального объяснения изложенного, а также помощь в моем сопровождении, обращайтесь, всегда рада помочь.

Обратиться за консультацией можно, написав мне по адресу: svetlana.lins@gmail.com

Светлана Александрова Линс
Практический психолог, к. филос. н.

Следующие ответы на вопросы читателей:

Список консультаций

назад к выпуску >>

Добавить комментарий