«…Пригласили читать спецкурс в коммерческий ВУЗ. С удовольствием согласилась, так как это весомая финансовая поддержка к моей государственной доцентской ставке на основной работе. Но радовалась недолго: люди из учебной части почему-то всем коллективом меня невзлюбили. Мало того, что они это не скрывают, их неприязнь бьет по моему преподавательскому престижу – расписание моих занятий уже несколько раз меняли буквально за несколько часов до их проведения. В известность меня не ставили, и все это выглядит как моя недисциплинированность.

От всего этого меня уже трясет, я не могу сконцентрироваться и стала плохо спать. В общем живу, как на вулкане, и каждый раз собираясь на занятия, жду новый подвох от учебной части. Впору все бросить и уйти…»

Ответ:

Уйти с «хороших хлебов» Вы всегда успеете, но сначала стоит попробовать урегулировать сложившуюся ситуацию. И прежде всего восстановить деловую коммуникацию с работниками учебной части. Как водится, в маленьких трудовых коллективах зачастую работа строится «по-домашнему», без церемоний, и именно в неформальной обстановке таких «междусобойчиков» возникают случаи моббинга, выражаясь простым языком, травли новичков или совместителей.

Сделать это можно следующим образом: по своей инициативе, если это не принято в данном учреждении, написать объяснительную по поводу срыва занятия. В ней изложить свою просьбу к администрации, а лучше к конкретному лицу уведомлять Вас обо всех изменениях расписания не позднее, чем за 2 дня, сообщив свои контактные данные, сотовый телефон и электронный адрес (по ним можно засвидетельствовать действия ответственного за расписание лица). Копию этой объяснительной оставить на кафедре, либо у проректора по учебной части.

Для подстраховки также договоритесь со старостами студенческих групп по поводу извещения Вас обо всех изменениях в расписании Ваших занятий.

Конечно, подобные административные меры не заставят Ваших недругов изменить к Вам отношение, но положат конец бесконтрольности их действий.

Причинами негативного отношения к Вам может быть все, что угодно – и зависть по поводу размеров Вашей почасовой ставки, и «уплывшее» место, припасенное родственнику или знакомому и т.д. и т.п. Психологический смысл всех этих сюжетных вариаций сводится к тому, что люди скрепляют свои собственные нерешенные проблемы с конкретным лицом, который воспринимается ими как «препятствие», «виновник» их бед. То есть идет так называемая квази-отработка своей проблемы посредством негативных эмоциональных выбросов на окружающих. Причем, достаточно лишь одному из членов коллектива воспроизводить такой шаблон поведения, чтобы остальные его в этом эмоционально поддерживали. И таким человеком может быть либо сам начальник, либо неформальный лидер.

Чтобы освободиться от навязанной Вам роли «мальчика для бития», необходимо изменить свое поведение. А именно перестать реагировать обычным образом на выпады работников учебной части, теряя присутствие духа, извиняясь и проявляя неловкость. Вместо этого либо вообще не реагируйте на выпады, придерживаясь ровного делового общения, либо отвечайте с юмором. Последнее, конечно, гораздо труднее, нужно уметь пользоваться этим «оружием». Но любой навык при желании нарабатывается.

Смена Вашего поведения и реакций не замедлит с результатами. После 2-3-х эмоциональных атак коллектив сдастся.

Если возникнут более конкретные вопросы или необходимость более детального объяснения изложенных мной рекомендаций, а также помощь в моем сопровождении, обращайтесь, всегда рада помочь.

Обратиться за консультацией можно, написав мне по адресу: svetlana.lins@gmail.com

Светлана Александрова Линс
Практический психолог, к. филос. н.

Следующие ответы на вопросы читателей:

Список консультаций

назад к выпуску >>

Добавить комментарий