25.11.2021

Откуда пошла «Черная пятница»

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk

Уже много лет во многих странах в последнюю пятницу ноября магазины предлагают выгодные распродажи по сниженным ценам. Но почему тогда «черная пятница», а не радостная, долгожданная, или хотя бы выгодная?

Основной показатель рождественского бизнеса

Для многих «Черная пятница» означает выгодные предложения в их любимых магазинах и поздно ложиться спать или, наоборот, вставать очень рано, чтобы выстоять в длинных очередях, чтобы купить товары со скидкой для своих близких. Но при всем хаосе, который окружает нас в этот день, задумывались ли вы когда-нибудь об истории «Черной пятницы»?

Термин «Черная пятница» вошел в разговорный обиход в США, он обозначает пятницу после Дня благодарения. И традиционно знаменует начало сезона рождественских покупок. Многие магазины не только предлагают хорошие сидки, а также часто открываются очень рано, иногда уже в полночь и работают круглосуточно. Черная пятница в США является основным показателем рождественского бизнеса.

Именно поэтому в 1939 г., когда в ноябре оказалось пять четвергов, президент США Франклин Д. Рузвельт обеспокоился экономическими последствиями сокращения периода предрождественской торговли. И попытался перенести День Благодарения на неделю раньше, чтобы стимулировать экономику более продолжительным сезоном покупок перед Рождеством. Однако это не сработало: хотя 32 штата гриняли это постановление, 16 штатов его отклонили и продолжали придерживаться предыдущего законодательного акта - в результате не все американцы отмечали этот праздник в один и тот же день.

Спустя два года Конгресс решил положить конец этой «праздничной» неразберихе. Палата представителей приняла резолюцию, согласно которой День Благодарения вернулся в последний четверг, как это было изначально. Но на этом дело не кончилось. Потому что Сенат изменил резолюцию Палаты представителей, вернее, только одно слово в ней: «последнее» было заменено на «четвертое». Четвертый четверг ноября вместо последнего стал официальным днем Благодарения.

Согласно этому закону, который все еще действует сегодня, розничные торговцы в США получают выгоду от несколько более раннего начала рождественского сезона, по крайней мере, в те годы, когда в ноябре пять четвергов. В последние годы торговые заведения также начали продлевать период скидок, добавив «киберпонедельник» для покупок в Интернете.

Хотя стоит заметить, что перенос праздника и продление сезона рождественских покупок оказались не по душе многим торговцам. О чем свидетельствует письмо президенту владельца магазина из Бруклина, штат Нью-Йорк. В нем Чарльз Х. Арнольд из одноименного магазина мужской моды жалуется, что новые правила выгодны лишь для крупного бизнеса. Его аргументация: более короткий период продаж в преддверии Рождества означает переполненность универмагов, что, в свою очередь, отпугивает людей и гарантирует, что они совершают покупки в небольших местных магазинах.

Остается только гадать, насколько обоснованными были аргументы Арнольда и 500 других трейдеров, от имени которых он написал эту жалобу. Однако в этом письме он также изложил компромиссы, на которые розничным торговцам всегда приходилось идти в связи с предрождественскими продажами.

«Красное и черное»

Хотя в наши дни термин «черная пятница» ассоциируется исключительно с праздничными покупками, так было не всегда. Эта фраза была впервые придумана в 1869 г. для описания финансового кризиса после краха золотого рынка Соединенных Штатов, согласно History Channel. В частности, краха американского рынка золота 24 сентября 1869 г.. Два печально известных финансиста с Уолл-стрит, Джей Гулд и Джим Фиск сговорились, чтобы скупить как можно больше национального золота, надеясь поднять цену до небес и продать его с невероятной прибылью. В ту пятницу сентября заговор был окончательно раскрыт, в результате чего фондовый рынок оказался в состоянии свободного падения. Обанкротились все - от баронов с Уолл-стрит до фермеров.

Затем термин «черная пятница» стал связан с розничной торговлей после того, как магазины весь год были «в минусе», что указывало на низкие продажи. На следующий день после Дня благодарения розничные торговцы оказались «в минусе» после того, как поток покупателей потратил свои деньги на товары со скидкой.

Есть и другая «экономическая» версия, что термин «черная пятница» происходит от концепции, согласно которой предприятия работают с финансовыми убытками или находятся «в минусе» ( в отчетах это обозначается красным) до следующего дня после Дня благодарения, когда массовые продажи наконец позволяют им получать прибыль или приносить ей прибыль (что записывается черном).

Хотя, несмотря на все усилия, которые прилагаются к этому, все еще остается под вопросом, насколько выгодны розничным торговцам кампании «черной пятницы». Например, не следует недооценивать маржинальные потери из-за скидок. Чтобы заработать такую же сумму, розничным торговцам приходится продавать значительно большие объемы товаров. Аналогичным образом, по мере того, как клиенты привыкают «к битвам» за скидки, более крупные вложения - например, в электронику - откладываются до ноября и / или просто переносятся в рождественские покупки, которые затем отсутствуют в декабрьском счете.

Праздничная болезнь

Есть еще «трудовая» версия»: работники в этот день сказывались больными и не выходили на работу, чтобы продлить свои выходные. Так, в статье под названием «Советы по установлению хороших человеческих отношений для руководителей предприятий», опубликованной в выпуске «Factory Management and Maintenance» за 1951 год, автор описывает безудержные прогулы в пятницу после Дня благодарения: «Пятница после Дня благодарения» - это болезнь, уступающая по своим последствиям только бубонной чуме. По крайней мере, так думают те, кому нужно выпускать продукцию, когда наступает «Черная пятница». Магазин может быть полупустым, но каждый отсутствующий заболел - и может это доказать» (huffpost.com).

Чтобы найти решение, многие компании применили стандартный прием отказа в выплате в День благодарения сотрудникам, отсутствовавшим за день до и после праздника. А Гленн Л. Мартин, производитель самолетов из Балтимора, нашел другое решение: пятница после Дня благодарения была включена в оплачиваемый отпуск компании. Так и прижилось название «черная пятница». Его теперь используют также школы и университеты, часто увеличивая праздничные каникулы до четыре-пять дней.

Негативные истории

В последние годы всплыл еще один миф, который придает особенно уродливый поворот традиции, утверждая, что еще в 1800-х годах южные владельцы плантаций могли покупать порабощенных рабочих со скидкой на следующий день после Дня благодарения. Хотя эта версия происхождения «черной пятницы», по понятным причинам, побудила некоторых призывать к бойкоту праздничных распродаж, на самом деле она не имеет под собой никаких оснований.

Согласно CNN Money, в 1950-х годах полиция Филадельфии использовала термин «черной пятницы» для описания хаоса, который возникал на следующий день после Дня благодарения, когда толпы жителей глубинки хлынули в город за покупками и в преддверии большого футбольного матча между командами армии и флота. Он проходил ежегодно по субботам. Мало того, что полицейские из Филадельфии не могут взять выходной, им приходилось работать сверхдлинные смены, работая с пробками, авариями, кражами в магазинах и другими проблемами.

К 1961 г. городские торговцы Филадельфии попытались заменить «черную пятницу» на «большую пятницу», чтобы избавиться от негативных коннотаций. Но безуспешно. И только где-то в конце 1980-х годов розничные торговцы нашли способ заново изобрести «Черную пятницу» и превратить ее во что-то, что положительно, а не отрицательно, отразилось на них и их покупателях. Результатом стала концепция праздника «от красного к черному», о которой говорилось ранее, и представление о том, что на следующий день после Дня благодарения американские магазины, наконец, стали прибыльными. Это новое значение «черной пятницы» прижилось, и довольно скоро негативная история этого термина в Филадельфии была в значительной степени забыта (history.com)

Больше скидок – хороших и больших

Сегодня «Черная пятница» стала одним из явлений культурного экспорта США. Ее используют трейдеры многих стран мира, включая Великобританию, Францию, Германию, Норвегию, Швейцарию, Румынию, Бразилию и Индию.

В Мексике свою версию «Черной пятницы» называют «Эль-Буэн Фин», что означает «хороший конец», в то время как в Объединенных Арабских Эмиратах магазины снижают цены в то, что они называют «Белой пятницей».

В Китае 11 ноября отмечают свой собственный праздник шоппинга «День холостяков» («Singles Day»). Первоначально это был праздник «анти-Валентина» для одиноких людей в 1990-х годах. Но в 2009 г. после того, как Alibaba провела акцию «Двойной 11», она стала крупнейшим в мире круглосуточным торговым событием. В Европе в этом году тоже была замечена эксплуатация маркетинг-хода «Singles Day»).

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи здесь

Добавить комментарий