Невероятное путешествие длиной в 900 тыс.км и продолжительностью 26 лет: Гюнтер Холторф на внедорожнике посетил 215 стран. История свободы, счастья, приключений и большой любви.
Крутой жизненный поворот
Да, такое вряд ли можно себе представить: проехать на одном и том же автомобиле в 88 лошадиных сил практически все страны мира, где вообще можно передвигаться на машине. Через пустыни, непролазную грязь, несмотря на опасности и болезни. В общей сложности 215 стран, районов и автономных территорий.
Это большое приключение началось в 1988 году, в то время, когда жизнь Холторфа трещала по всем швам. Он лишился своего поста руководителя чартерной авиакомпании Hapag-Lloyd. Совет директоров изменил свои планы в части развития внутренних регулярных рейсов на территории Германии. И после долгой карьеры, в том числе и как генерального менеджера Люфтганзы в Аргентине, Чили, Гонконге, Индонезии и Уругвае, а затем четырех лет оседлой жизни в Ганновере, Холторф решил оставить службу и снова пуститься странствовать по миру. На этот раз в буквальном смысле этого слова.
Он купил внедорожник от дилера фирмы Даймлер в Ольденбурге как демонстрационную модель за 50 тыс. марок. И назвал его Отто. С ним Холторф и преодолел почти 900 тыс.км. и пересек 411 границ, не считая границ в пределах Европейского Союза. 41 раз Отто переправляли с континента на континет в контейнерах и 113 — на океанских паромах. И по ходу путешествия — бесчисленное множество переправ на шатких речных судах, понтонах и даже на рыбацких лодках.
«Вдвоем, но не со мною»
Вместе со своей третьей женой Холторф уехал в Африку. Они только недавно поженились, когда в декабре 1988 года отправились в Кению. Но проводить вместе день и ночь, постоянно быть рядом, быстро стало проблемой. И уже в апреле 1989 г. супруги вернулись в Германию — и развелись. Хоторфу тогда шел 51-й год.
Однако тоска по Африке, которая связалась у Холторфа с чувством свободы, испытанной им там, не давала покоя. Он жаждал туда вернуться. Только не в одиночку. И осенью 1989 г. он дает объявление в газету о поиске спутницы для путешествий. Он нашел Кристину, она была административным работником в Дрездене. Он увидел ее объявление, будучи в Берлине. И ответил ей.
Вместе они готовили автомобиль к путешествию: убрали задние сиденья, установли деревянный подиум, закрыли его матрасами. Чисто, не просторно, но комфортно. Взяли с собой походную кухню, еду, одежду, инструменты и запасные части. Все, чем не пользовались ежедневно, разместили на крыше автомобиля. Осенью 1990 г. они начали свое путешествие, снова отправившись в Африку. На этот раз отношения сложились: партнеры по путешествию стали и спутниками жизни.
И запланированное на 2 года путешествие растянулось на пять лет. Добравшись до мыса Доброй Надежды, они пакуют Отто в контейнер и отправляют в Южную Америку. Далее следует Северная Америка, Азия, Австралия и Европа. Почти все время они спали в машине, еду готовили на газовой плитке. Никакого комфорта. Встроенный в машине кондиционер Холторф через 2 года подарил механику в Кении.
«Это невероятное чувство свободы»
Им не требовалось много денег. Они жили на свои сбережения, пенсию Холторфа и на деньги, вырученные от продажи плана-карты Джакарта. Последний также является не менее интересным проектом Холторфа: во время своего пребывания в Индонезии в качестве представителя Люфтганзы, он начал составлять подробную карту разрастающегося мегаполиса по чертежам и аэрофотоснимкам. Первая карта появилась еще в 1977 г. И с этого времени до 2005 года сложился 400-страничный атлас 30-миллионного города, отвечающий самым высоким картографическим требованиям. Общий тираж составил 150 тыс. штук. Чтобы обновлять данные карты, Холторф на протяжении многих лет летал в Индонезию. Коммерческий успех этого проекта во многом был связан с отсутствием интернета и соответственно риском пиратства. Муниципалитет Джакарты и по сей день использует план-карту Холторфа.
Когда пришла идея объездить всю планету, Холторф точно не помнит. «Мы часто просто стояли перед картой и определяли новые цели. Это невероятное чувство свободы. Ты смотришь на какой-нибудь континент, как Африка, например, и можешь ехать, куда угодно», — когда об этом рассказывает Хоторф, его глаза загораются. «Такие планы всегда безумно мотивируют. Мы хотели попасть туда, куда другие не стремились».
Особенно не просто было путешествовать по социалистическим странам, как Китай, Куба и Северная Корея, конечно. Часто на организацию поездки уходило несколько месяцев или даже лет, что нередко сопровождалось абсурдными условиями. В Китае в течение нескольких месяцев их сопровождал автомобиль с двумя соглядатаеми, в Северной Корее сопровождающих было даже трое. Кроме того, тысячи сотрудников дорожной службы были снабжены фотографиями для идентификации машины, которая должна была передвигаться по тщательно вывереному расписанию и в соответствии с ним прибывать на контрольно-пропускные пункты. И все это несмотря на то, Ким Чен Ир, «вечный генеральный секретарь» северокорейцев, одобрил поездку.
По ухабам жизни
Холторф с большой аккуратностью управлял автомобилем: через каждые 5 тыс.км менял масло, а также быстроизнашивающиеся запчасти, прежде чем они выходили из строя, и ездил не быстрее, чем 80 км/ч. И благодаря этому Холторфу не пришлось менять мотор и коробку передач. «С нынешней моделью, это было бы невозможно, — говорит он. — Слишком много электроники и наворотов». Действительно, за последние 35 лет Mercedes G-Класса внешне не изменился. Тем не менее, современные версии имеют мало общего с Отто: некоторые достигают мощности более 600 лошадиных сил, и стоят четверть миллиона евро.
Если вы спросите Холторфа, все ли было гладко во время столь долгого путешествия, он ответит, не задумаваясь: «Да». Такой он человек: плохое нужно забыть, предварительно извлекая из него уроки, и впредь делать лучше. Но, конечно, бывали трудности и проблемы за 26 лет кочевой жизни: авария в Малави, где машина угодила в песчанную яму, в Мадагаскаре, когда его толкнул грузовик в мае 2013 г. Или 8 случаев заболевания малярией, главным образом в джунглях; инфекция в Восточной Африке, чуть ли не стоившая Хоторфу стопы; вывих плеча в Судане, с которым ему пришлось проехать сто километров до ближайшей больницы. Ах, да, и гиены с острыми зубами, ночью подбиравшиеся к его гамаку в дюйме от его лица. «Все закончилось хорошо», — говорит Холторф.
Только вот с Кристиной приключилась беда. В 2003 году у нее обнаружили рак. Они прервали поездку и вернулись в Германию для проведения терапии. Автомобиль остался где-то на пути. После лечения они продолжили странствия, и Кристина до последнего была рядом с Холторфом. Почти 22 года они вместе колесили по миру и стали парой. В 2010 г. за несколько дней до смерти Кристины, они официально поженились.
Холторф много рассказывает о своей жене. Большая часть обрудования автомобиля была предложена ей, как и тщательно продуманный багаж и отобранные для путешествия предметы. Все четыре года после ее смерти, он сохранял обстановку машины в ее прежнем виде, даже живые цветы, которые Кристина вставляла в руку кукольной фигурки, висящей перед зеркалом. И еще: «Я обещал в память о ней завершить поездку».
«Эта карта — более важный документ, чем паспорт или визы»
Последней страной этого путешествия длиной в 26 лет была Белоруссия, о которой Холторф рассказал немецкому журналу «Штерн». И соответственно, последняя граница, которую путешественник пересек в Каменном Логе, по дороге из Вильнюса в Минск. «Это наша с Отто 411-я граница за пределами ЕС», — говорит он. У автомобиля немецкий таможенный номерной знак FB-126C, место регистрации — Фридберг в Taунусе. «Место случайное. И если вы часто проводите долгое время за рубежом, с таким номером удобнее официально экспортировать автомобиль. Тогда для немецких властей он больше не существует», — объясняет Холторф. Но знают ли об этом белорусские таможенники? С первой попытки несколькими годами ранее преодолеть белорусскую границу не удалось. Таможенники расценили Отто как автомобиль для импорта и потребовали залог в 3 тыс. евро наличными. Холторфу пришлось тогда повернуть назад.
На этот раз таможенник забирает все документы и исчезает в КПП. «Дело пошло», — говорит Холторф и рассказывает подошедщей сотруднице таможни историю своего путешествия. Он разворачивает щедро испрещенную пометками карту мира и показывает все страны, связанные красными линиями его маршрутов. Беларусь связана лишь пунктиром. «Эта карта — гораздо более важный документ, чем мой паспорт или визы», — говорит он. Он часто дарит ее копии. Карта – серьезный помощник в путешествии, она помогает установить контакт с чиновниками: они же везде одинаковые. И белорусские таможенники, точно такие же, как коррумпированный начальник полиции в Либерии. Тот сначала усмехнулся, когда Холторф вместо денег широким жестом протянул ему свою карту. Затем водил пальцем по отмеченным линиям, осмотрел автомобиль и пожал Холторфу на прощание руку. Или нервозные солдаты президентской гвардии в Камеруне, сначала обвинившие Холторфа в шпионаже, но посмотрев его карту, успокоились.
Вот и представитель белорусской таможни долго изучает карту. Теперь она задает вопросы уже в дружеском тоне: «Почему у вас две запасные шины на крыше?» «Они нужны мне, — отвечает Хоторф. — Они задекларированы». Дама улыбается, потому что знает, что это не так. Затем она доверительно кладет руку ему на плечо и спрашивает: «Наркотики есть?» Холторф почти на голову ниже нее, к тожу же ссутулился за время путешествия, смотрит на нее и говорит театрально: «О, нет, и порнографии – тоже нет». Они вместе смеются. Наконец, ее коллега протягивает через окошко документы и говорит: «You can go»
Ключевой фактор успеха – сам Холторф
Мягко нажимая на газ, путешественник пересекает границу. Он похлопывает по панели приборов и говорит: «Отточка, мы в Беларуссии. Все прошло хорошо». Этот голубой внедорожник столь же дорог его сердцу, как близкий человек. Он провел с ним больше времени, чем со своей дочерью Сабиной от первого брака, которая живет во Франкфурте. И даже больше времени, чем с Мартином, сыном Кристины, которого он усыновил. Хотя когда они пустились в странствия, Мартина пришлось определить в школу-интернат. «Это было скверно», — признается Холторф. Тем не менее, у отца-кочевника сохранились хорошие отношения с детьми. После смерти матери Мартин путешествовал с Холторфом по Восточной Азии и южной части Тихого океана.
На следующий день автомобиль катится по грунтовым дорогам через небольшие белорусские деревеньки. Тут и там Холторф останавливается, чтобы сфотографировать живописные деревянные дома. Ему навстречу выходят местные жители, и склоняются на его картой. Затем предлагают зайти отобедать. И так везде, куда бы он ни приехал: в большинстве деревень мира его автомобиль воспринимается как приземлившийся космический корабль инопланетян. Местные фотографируются у машины, трогают ее руками, похлопывают по бамперу. Холторф рассказывает о своих странствиях, и люди мысленно начинают путешествовать вместе с ним. Есть бесчисленное множество репортажей в местных средствах массовой информации о поездках Холторфа с его Отто. Он больше известен за рубежом, чем на родине.
По завершении своего невероятного путешествия Холторф простился с Отто, передав его генеральному директору Даймлера Дитеру Цетше 11 октября 2014 г. Ключи от машины, правда, уже были не оринальны, те оказались слишком изношены. Ключ зажигания остался в пригороде Джидды в Саудовской Аравии. Новый ключ от дверей был сделан в небольшом городке на севере Вьетнама, прямо на границе с Китаем. Теперь Отто занимает почетное место в музее Даймлера в Штутгарте — как транспортное средство, опробированное в большинстве стран мира. Действительно, с Отто они побывали почти везде, не удалось попасть лишь в три страны в Африке: Чад, Сомали и Южный Судан ввиду их закрытости или гражданской войны. Кроме того, не посетили островные государства, такие как Мальдивы, Науру и Тувалу, так как там слишком мало дорог даже для внедорожника.
Да, успех это путешествия зависел от многих факторов. Машина, карта и тяга к свободе. Не последнюю роль сыграла любовь. Но ключевым фактором явился все же сам Гюнтер Холторф: «Для того, чтобы совершить такую поездку, необходимо спокойствие, терпение и, прежде всего, большой опыт»,- говорит он, имея ввиду и общение с чиновниками всех мастей по всему миру. Холторф сочетает в себе ангельское терпение, почти детское любопытство, огромный шарм и достаточно высокий уровень технических знаний.
Останется ли Холторф коротать остаток своей жизни в домике на Кимзее, куда он возвратился после путешествия? Кто знает…
Светлана Александрова Линс
Фотографии к этой статье взяты с сайта www.ottosreise.de, где также можно посмотреть полную фотогалерею путествия Гюнтера Холторфа.
______________________________
При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке»обязательна.
Адрес статьи: https://vzagranke.ru/zhizn/schastya/na-kraj-sveta-vdvoem.html
Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:
(посмотреть видео Процедура подписки)
назад к выпуску >>
к рубрике >>