Наталья Мантель Размышления о воспитании детей «совместного производства»
Uhren und Kinder soll man nicht staending aufziehen,
sondern auch mal gehen lassen.
Часы и детей нужно не только постоянно заводить
/воспитывать/, но и иногда отпускать.
Часть 1-я «Пусть он будет гражданином Мира»
Мы с мужем стали довольно-таки поздно родителями, поэтому наш общий сын – очень долгожданный малыш. Так получилось, что он до сих пор остается единственным ребенком в нашей семье и изменения уже не предвидятся. В последнее время все больше увеличивается количество семей, где растут дети «совместного производства», о воспитании которых мне и хотелось бы поразмышлять в этой статье.
Моя учительница по истории любила повторять: «Разная кровь родителей — это очень хорошо для потомства». Я с ней полностью согласна и добавлю от себя, что, чем больше понамешано, тем интересней получается «конечный продукт»! Конечно же, от самих родителей, от среды обитания, а также от обстановки в той стране, где растет ребенок, будет зависеть, кем и каким он себя станет ощущать.
Лучше, на мой взгляд, пусть он будет «многогранным» гражданином Мира, чем ограниченным радикалом, которых в Германии кстати называют «вечные вчерашние (ewige Gesterige).
Научить быть богаче, даря другим
Муж и я не только выросли в разных по географическому положению странах, но и в разное время: он – дитя войны, а мне довелось родиться во времена хрущевской оттепели. Мои моральные ценности с детства должны были соответствовать образу строителя коммунизма, то есть я была октябренком, пионером и комсомолкой. А мой супруг с рождения впитывал в себя воздух развитого капитализма Западной Германии, пропитанный индивидуализмом и духом накопительства. Я – единственная дочь у своей матери, а у моего мужа есть сводная сестра (у них разные отцы).
По мнению мужа, я «заражена вирусом» эгоизма с детства, что и передала по наследству нашему сыну. Я считаю, что «эго»-гены «поражают» маленького человечка независимо от количества детей в данной семье, то есть нет прямой зависимости от наличия или отсутствия братьев и сестер, чему я видела в жизни неоднократные подтверждения. «Порция здорового эгоизма», по-моему, только на пользу всем, так как не дает другим «сесть ему(ей) на шею».
Есть один правильный прием, который помогает семьям, где только один отпрыск, независимо от возраста «излечить его от жадности» — делить каждый раз, например, сладости на троих (маме, папе и ему); покупать ему подарки, не забывая и о приятных мелочах друг для друга. Надо отдать должное моему мужу, он очень старается не давать никаких поблажек подрастающему сыну, который бэбиком был «душа нараспашку», а в последнее время замечен нами в участившихся «приступах скупости». И все-таки мы стараемся научить его быть богаче, даря другим (внимание, подарки, любовь).
«Маленький гений» — сделано в России
Одиночество – это и «награда», и «наказание» одновременно для моего сына. Наверное, от меня ему передалось умение играть часами одному: он очень любил собирать конструкторы «лего», а позже — электрические схемы, рисовать, аккомпонировал себе на собственном домашнем музыкальном key-board и на кларнете. В 3 года всерьез заинтересовался компьютером, а с 5-ти лет стал в интернете членом «Toggolino-Club» (сайт для малышей и младших школьников); строил «железную» дорогу из деревянных (пластмассовых, металлических) составляющих, число которых затем перевалило за 100 штук, и запускал электропоезда, пассажирские и грузовые. Позднее к этому ландшафту добавились копии жилых домов, вокзала и пивоварни, склеенных под чутким папиным руководством. А уж сколько часов он посвятил своим многочисленным машинкам, самолетам, кораблям, военной или строительной технике!
Для этого мы отвели ему дополнительную к детской пустующую гостевую комнату, чтобы он поставил туда многоярусные гаражи и соорудил автостоянки, а также припарковал большие модели с дистанционным управлением. Сначала был нами положен коврик с «кусочком улицы», а затем натянута на одну из стоящих там кроватей простыня, имитирующую уличное движение, куда сын поставил все имеющиеся у него знаки дорожного движения. С первого класса он сам читает книжки и приклеивает снимки в фотоальбом (у нас в семье такая традиция – у каждого свой фотоархив).
Конечно же, трудно себе представить современного ребенка, который бы не просматривал с удовольствием детские телевизионные передачи по ТВ, видео и DVD, а в последнее время не имел бы игровую приставку. Однако, вплоть до подросткового возраста мы с мужем осуществляли ежедневный контроль над программами и над компьютерными играми: «стрелялки» были в полном запрете!
Помимо этого у него целый стеллаж настольных игр, как развивающих, так и занимательных. Когда он был совсем маленьким, я накупила, сколько смогла увезти на самолете, различных игровых пособий в магазине «Маленький гений», например, от семьи Никитиных «Сложи квадрат», которые я затем подарила преподавателям в немецкой начальной школе, а некоторыми головоломками сын занимается охотно и до сих пор. Для развития моторики рук были чудесные яркие божьи коровки со шнуровкой от Елены Даниловой или замечательные треугольники с десятью вынимающимися круглыми частями (с их помощью я научила сына еще в детском саду азам арифметики), которым также очень обрадовалась его первая учительница.
Надо сказать,что все самые прогрессивные развивающие пособия я приобрела именно в России, в Москве (просто, я больше нигде тогда не бывала), но их можно купить во многих городах нашей необъятной родины, не говоря уже про интернет-магазины. Там я также умудрилась заказать чудесное домино из дерева с выжжеными и ярко раскрашенными автомобилями, поездами, пароходиками.
Главное, чтобы было интересно и занимательно
Благодаря своей фотографической памяти (наш сын – ярко выраженный визуал), он легко и быстро запоминает правила игр, содержание команд, например, в «Игре жизни» (Spiel des Lebens) типа «Монополии», которые знал все наизусть, еще не умея читать. Не могу сейчас точно утверждать почему, то ли благодаря своим способностям, то ли «вращению» почти исключительно во взрослом обществе (скорее из-за того и другого), но мы давно подметили, что наш сын развивается более ускоренно, чем окружавшие его в детском саду дети. Поэтому мы приобретали ему игры года на 3-5 лет с опережением, главное, чтобы ему было интересно и занимательно.
Правда, один раз мы просчитались, купив ему на презентации для родителей в детском саду очень забавную, на наш взгляд, и к тому же дорогую игру, цель которой была, как утверждали ее составители, развить у детей навыки стратегического мышления. Но сыну она не подошла как раз из-за своего слишком мультяшного визуального решения, а он хотел, чтобы у него все было, как у взрослых! Мы ее затем без сожаления отдали в его детский сад.
Надо, наверное, немного рассказать о наших семейных привычках и традициях, чтобы было понятно, откуда все началось. Дело в том, что у моего мужа целая коллекция домашних настольних игр, которую он собирал уже давно и не расстается с ней, несмотря на все его многочисленные переезды за последние 4 десятилетия. Я в детстве тоже очень любила такого рода времяпровождение и «сражалась на поле боя», часто играя в бумажную войну с соседом, который был на 7 лет меня моложе. Так что «Стратегия», чисто в военном понимании этого слова, была для меня знакома по битвам времен Наполеона и второй мировой. Когда я была еще беремена, то мы с мужем частенько просиживали долгие зимние вечера или пасмурные дни, независимо от времени года, дома, коротая таким образом свободное время или, как говорят и немцы, и русские, «убивали» его («die Zeit tot schlagen»).
Играть всем вместе очень полезно не только для сплачивания семьи
Как только наш малыш подрос, у нас появилась возможность снова заняться любыми играми, и мы снова с увлечением предались этой «страсти». Не соглашусь, что дети мало что понимают в занятиях взрослых! Наш сын сначала просто играл рядом со своими машинками, «впитывая» в себя всю эту атмосферу и слушал реплики, затем стал подглядывать понемногу, а позже уже в открытую наблюдал за развитием событий на игровом поле. Для начала ему не хватало терпения, а затем незаметно, так к 6-ти годам, он стал уже наравне с нами играть в «Risiko», «Monopoly» (напомню, что это – настольные игры для взрослых!). Они захватили его, и он стал не только принимать участие, но и выигрывать, а в последнее время он в них почти не проигрывает.
На мой взгляд, играть всем вместе очень полезно не только для сплачивания семьи, но и, например, для тренировки ловкости рук — «Микадо» или памяти «Mahjongg» — японский усовершенствованный вариант «Memory», «Triolet» поможет не забыть арифметику, как и «Судоку». Была у нас с сыном еще одна страсть — игра «Бизнес-по-русски», благодаря которой он с детства научился специфике ведения дел в России. Однако, не только заумные, но и азартные игры в карты ему «по душе»: умело справляется со сложной «Romm?» или с более простой «Uno», да и в нашего обычного или переводного «дурака» он, в отличие от своего немецкого отца, для которого эти правила слишком сложны, «бьется» с превеликим удовольствием и говорит при этом только по-русски.
К шахматам у сына особое отношение: сначала он начал их коллекционировать, а затем играть, причем в зависимости от настроения, стеклянными, деревянными, виртуальными, пластмассовыми, подключенными к компьютеру с обучающей программой от знаменитого советского гросмейстера Анатолия Карпова. В Санкт-Петербурге мой муж не смог устоять и купил ему потрясащие своей оригинальностью шахматные фигуры, которые выполнены в ярких костюмах петровской эпохи и сделаны из специального материала в реставрационной мастерской. Пока они украшение его коллекции!
Сподвигнуть «вписаться» в новый коллектив
Ранее у сына возникали некоторые проблемы в общении со сверстниками, так как многие из них были просто не состоянии в силу их развития играть с ним в то, во что он привык играть дома. Поэтому мы с мужем посоветовали ему заниматься с ними тем, чем они хотят заниматься в данный момент, например, играть в настольный хоккей, в мини-бильярд или же в футбол, баскетбол. Я разрешала мальчишкам и пошуметь, и побегать как во дворе, так и в доме, главное, чтобы мужу не мешали, но у нас было очень просторно, и он мог уединиться.
Главное, что мой сын – не заумный гений, которому со всеми скучно, а он, скорее, — «продвинутый» одиночка, привыкший делать то, что ему, в первую очередь, нравится. Поэтому нам с мужем было очень важно, сподвигнуть его «вписаться» в новый коллектив, дружно справляясь с поставленными в школе задачами или играя вместе в другими детьми.
Ведь умноженная радость – это радость вдвойне!
______________________________
При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке»обязательна.
Адрес статьи: https://vzagranke.ru/zhizn/schastya/o-vospitanii-detej-sovmestnogo-proizvodstva.html
Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:
(посмотреть видео Процедура подписки)
назад к выпуску >>
к рубрике >>