Чудо Рождества

Фото: blog.logos.com
Share on facebook
Share on twitter
Share on vk

Рождественские вертепы появились около 550 лет назад. Сначала их устанавливали в церквях, потом  в гостиных, и вскоре они покорили весь мир. В Швейцарии есть уникальный музей с коллекцией в более 700 рождественских вертепов из 80 стран.

Истоки традиции

Рождество - это главный христианский праздник, его отмечают по всему миру миллионы католиков, протестантов и православных христиан. Одним из атрибутов Рождества являются вертепные композиции, воспроизводящие сцены Рождества Христова с использованием объемных фигурок, выполненных из различного материала - пещера со Святым Семейством: Младенцем Иисусом, лежащим в яслях, Матерью Его Марией и Ее мужем Иосифом. На Младенца ласково смотрят животные, у входа стоят пришедшие поклониться пастухи и волхвы с дарами. Есть и механические вертепы, в котором отдельные фигуры двигаются при помощи скрытого механизма.

Сама традиция ставить вертепы возникла в Италии, позднее она распространилась не только в Европе, но и всему миру, куда дошло христианство. Как правило, вертеп устанавливают заранее, а в Рождество ровно в полночь в ясли кладут младенца. Начало этой традиции положил святой Франциск Ассизский. В 1223 году в пещере Греччо недалеко от Риети он устроил представление перед верующими, создав живой вертеп. Велел приготовить ясли, принести сена, привести осла и овец и отслужил мессу. С этого года ни одно Рождество в Италии не обходилось без вертепа.

Фото: blog.logos.com

Сначала вертепы изготавливали для храмов, их делали достаточно большими. Как, например, мраморный вертеп работы Арнольфо ди Камбио, который находится в соборе Санта-Мария-Маджоре в Риме. Позже вертепные композиции пришлись по сердцу иезуитам, посчитавшим, что наглядное изображение Рождества будет укреплять веру. С XIV-XV вв. вертепы стали изготавливать не только монахи, но и ремесленники. Фигурки вырезались из дерева, из ткани шили одежду. Настоящий расцвет мастерства приходится на XVII в. Искусно выполненные фигурки составляли сложные композиции, которые стали появляться в домах знати. Позже вертепы стали отражать быт и нравы, моду и обычаи современности. Одежды фигурок шились из дорогой ткани, украшались серебром и золотом. Сегодня в изготовлении вертепов применяется весь спектр современных приемов рукоделия. Да, все меняется, непреходяще лишь чудо Рождества.

Как невероятно разнообразно христианство

Кто попадает в здание музея вертепов Krippen Welt в Штайне-на-Рейне, кантона Шаффаузен, старейшее в городе (постройка 1302 года по адресу Оберштадт 5), погружается в совершенно особый мир.

Это мир Рождества Альфреда Хартла и Моники Амрайн. Даже если вы не верите в рождественское чудо, экспонаты этого музея в любом случае оставят неизгладимое впечатление.

музея вертепов Krippen Welt

И впрямь, приходилось ли вам где-нибудь увидеть польский вертеп метровой высоты, виртуозно выполненный из алюминиевой фольги от шолокодных плиток.

Да к тому же механизированный? Где Смерть и Дьявол кружат вокруг Ирода в момент, когда тот хотел убить младенца Иисуса.

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk

Музейная экспозиция насчитывает около 700 вертепных сцен не только из немецкой Баварии, швейцарского Берна или австрийского Тироля. Есть экспонаты и из Франции, Италии и Эстонии. Но есть и экзотические экземпляры из Африки, Южной Америки и южной части Тихого океана. В каждой стране по-своему изображают чудо Рождества, тем не менее в большинстве вертепов есть вол и осел, даже если они не водятся в этих местах.

А иногда в вертепе около младенца вместо овец, ослов и коров, можно увидеть пантеру или броненосца. В других вертепах, например, африканских кроватка младенца выполнена из черного дерева, а традиционная живность заменена носорогом и бегемотом. Или же ламами, как в андском вертепе.

Южно-американский вертеп

«Потому что в Андах лама имеет жизненно важное значение. Это вьючное животное, обеспечивает шерсть, молоко и мясо», - поясняет Амрайн.

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Перуанский вертеп

Рассматривая экспонаты музея, вы начинаете понимать, как невероятно разнообразно может быть христианство, если этому не препятствовать.

Перуанские индейцы Шипибо изображают Марию и Иосифа как любящую пару, и Мария без ложного стыда целует своего мужа.

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk

Сам вертеп, как и персонажи, выглядят экзотично – полметра высотой глиняные фигурки снабжены росписью, напоминающей татуировки индейцев. «Чтобы отпугивать злых духов». Удивительно, что черепа у них открыты, чтобы было куда войти Духу Божьему. Большие ступни символизируют приземленность индейцев.

Впечатляет и рождественский вертеп, сделанный в женской тюрьме на Филиппинах: «Женщины-заключенные так злы на весь род мужской, в том числе и Иосифа, что все персонажи Рождества - сплошь женщины», - объясняет Хартл.

Он и Моника не только коллекционируют вертепные композиции, но и собирают информацию о них и их создателях. «Каждая страна имеет свои особенности, - говорит Амрайн. - И соответственно различные верования и традиции формируют представления о рождении Христа».традиции и обычаи

«Только Иисус так грубоко интегрирован в каждой из этих культур»

Да, музей поражает разнообразием воплощения темы Рождества, так и необычными техническими решениями. Есть экспонаты с 300-ми элементами, как один вертеп эпохи Ренессанса, на крышу которого спускается ангел. Или полностью механизированный вертеп из Италии, где день сменяется ночью, и даже идет снег. Со сложным устройством зеркал, которые позволяют посетилям музея увидеть людей впереди и сзади себя, как бы находящихся на 17 метров ниже. В фокусе экспонатов музея - всегда Иисус.

Фото: blog.logos.com

Но иногда сюжеты просто вызывают улыбку: к прованскому вертепу собралась вся деревня, включая и малого с бутылкой пастиса. «Самое интересное в вертепах то, что рождение Иисуса изображается так, как если бы это событие произошло именно в той стране, откуда сам экспонат», - рассказывает Амрайн.

Например, при внимательном рассмотрении китайского вертепа, выполненного из древесины экзотических пород, можно заметить, что у действующих лиц миндалевидные глаза. «Никто из великих исторических фигур, как Наполеон, Цезарь, Александр Македонский и другие не могут этим похвастаться, - продолжает коллекционер. - Только Иисус так грубоко интегрирован в каждой из этих культур».

Творчество без границ

Несмотря на такое количество вертепов из разных стран и культур, в экспозиции музея они прекрасно гармонируют друг с другом, не перебивая и не затеняя каждый. И расположение вертепых композиций по отношению друг к другу часто занимает несколько часов или даже дней. Ведь фигурки из Перу или Африки, например, часто ярко окрашенны или одеты в костюмы, сделанные из этнических тканей. Даже европейские вертепы очень разнообразны. Деревянный вертеп из швейцарского Бриенца выдержан в классическом стиле. А итальянский – уже более красочный и живописный. Очень своеобразны рождественские персонажи из листьев кукурузы из Словакии или же миниатюрный вертеп, размером со спичечный коробок.

Трудно сказать, говорит Амрайн, что не использовалось в создании вертепов. В ход шло все: от древесины до глины, от войлока до керамики, от воска до бумаги, от железа до драгоценных металлов. И в музее от обилия применяемых материалов глаза просто разбегаются. На стенах, к примеру, можно видеть вертепы итальянского художника Чиро (Роберто Чиполлоне), выполненные в основном из лома черных металлов и глины. Здесь и золотой вертеп из Польши, резной деревянный и с оловянными фигурками - из Богемии, из тонкого листового металла – из Мексики, и даже из сложенных газет - из Южной Африки.

Глубоко потрясает вертеп, изготовленный из осколков гранат Шестидневной войны. «Мы случайно наткнулись на него несколько лет назад на Рождественской ярмарке в Санкт-Галлене, - рассказывает Амрайн. - Пастор реформ-кирхи привез эти осколки из Израиля 44 года назад, после Шестидневной войны. И сделал из них вертеп, символизирующий Иисуса как посланника мира на его все еще воюющей родине».

В музее есть вертепы, которые будут интересны и специалистам. «У нас есть оригинальный вертеп из городской церкви Мюнхена, который был заменен на новый», - рассказывает Амрайн. Также ценным экспонатом является вертеп Marolin из Тюрингии, самый большой в коллекции музея, в нем около 600 фигур. Ценный он еще и потому, что во времена ГДР многие вертепы на территории Восточной Германии были уничтожены.

Если у вас появилось желание увидеть все эти рождественские чудеса воочию, то стоит посетить музей Krippenwelt.

В работе над этим материалом были использованы статьи швейцарских периодических изданий. Статья была опубликована в 2015 г., актуализирована в 2021 г.

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи здесь

АВТОР:

Светлана Александрова Линс

У этой записи один комментарий

  1. Larisa Basova

    Очень интересно! Большое спасибо автору!

Добавить комментарий