Интеграция

27.11.2016

Наставничество как пропуск в будущее

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk

В рамках программы «Итака» наставники-добровольцы оказывают молодым людям профессиональную поддержку в поисках ученического места и выработке недостающих социальных навыков, что увеличивает шансы получения работы в будущем. Нередко их подопечными становятся выходцы из семей иммигрантов.

Трудности на пороге взрослой жизни

Швейцария по праву гордится своей системой профессионального обучения. В то же время требования производственных подразделений к ученикам, осваивающим профессию, в последнее время значительно возросли. И для некоторых молодых людей в сегодняшних условиях трудно сделать скачок от школы к работе. Им не хватает как опыта и знаний, так и сети необходимых контактов. Программа наставничества «Итака» призвана помочь школьникам закончить школу на 2-й (Secondaire I – до 15 лет - обязательное среднее образование в Швейцарии) и 3-й ступени образования (Secondaire II – гимназия, куда попадают лишь 25% от всех учащихся. Только после окончания гимназии молодые люди имеют право учиться в университете. Остальные могут получить высшее образование в высших учебных заведения по своему профессиональному профилю – прим. С.Л. ) и подготовиться в выпуской год к переходу на профессиональное обучение. В рамках этой программы наставники-добровольцы оказывают ребятам профессиональную поддержку. Что облегчает молодым людям поиск учебного места и увеличивает шансы получить работу после завершения ученичества.

Кто обращается в «Итаку» - как правило, дети иммигрантов, их родители зачастую не так хорошо разбираются в местной системе образования. Также плохо успевающие школьники, со слабым знанием немецкого или в отсутствии социальных навыков - все они нуждаются в помощи в поисках ученического места. Но, бывает, обращаются и сильные ученики, которым не хватает уверенности в себе или их родители не могут им помочь, – говорит руководитель программы «Итака» Сюзанна Рот.

Газета «Coopzeitung» рассказывает об одном из участников этой программы: Волосы аккуратно подстрижены и зачесаны на косой пробор, белая рубашка и черный костюм - 17-летний Бехар Алия стоит у витрины ювелирных изделий и часов филиала фирмы «Christ» в одном из Цюрихских универмагов. Дружески улыбаясь, он подходит к группе туристов, рассматривающих часы, и спрашивает, можно ли показать им что-то. Бехар уже год, как работает в этом отделе в качестве ученика на продавца розничной торговли. И его сегодняшняя уверенность в себе – наработанный навык. «Прежде я был застенчив, неуверен в себе и очень волновался во время собеседований», - говорит молодой человек.

И он в этом не одинок: поиск места для профессионального обучения является серьезной проблемой для многих молодых людей. Еще будучи школьниками они должны определиться со своей будущей профессией – что их привлекает, и есть ли у них к этому склонности и способности. Затем необходимо организовать пробную учебу (Schnupperlehren) и составить досье-заявку для поиска постоянного ученического места.

Когда родители не могут помочь

Также и Бехар едва мог ли рассчитывать на поддержку своих учителей и родителей, а через «Итаку» обрел наставника Стефана Бюхи. «Это было взаимное обогащение, - считает Бюхи, 30-летний сотрудник крупного швейцарского банка. - Нам предстояло познакомиться друг с другом и определить, как мы будем работать вместе». Бюхи еще хорошо помнит, как он сам в свои 15 лет искал учебное место, и какие ожидания у него были на этот счет. Он может передать свой опыт Бехару. А также рассказать о важности крепкого рукопожатия, открытого и прямого взгляда и безупречного внешнего вида во время собеседования.

«Перед встречей со Стефаном, я очень нервничал», - говорит Бехар. Однако лед был быстро сломан. Они виделись раз в неделю, Стефан давал Бехару задание, которое он должен был выполнить к их следующей встрече. «Там, где я работаю, мы можем использовать так называемые волонтерские дни. И так как я хотел бы помочь молодым людям, то обратился в программу наставничества «Итака», - рассказывает банкир. Если молодой человек, как Бехар успешно проходит собеседование, я чувствую себя потрясающе, продолжает Бюхи.

Бехар вместе со своим настаником составили досье-заявку для рассылки в компании, где есть учебные места и написали несметное число сопроводительных писем. Стефан посоветовал Бехару взять блокнот и ручку, чтобы делать пометки по ходу собеседования и задавать вопросы оценочной комиссии. «Никто из моих конкурентов не делал пометок и не задавал вопросов», - рассказывает Бехар, улыбаясь. Может быть это и явилось решающим моментом для принятия окончательного решения в предоставлении ему учебного места.

Хорошие шансы на будущее

Помощь Бюхи для Бехара трудно переоценить. И его нынешний руководитель, Бьяджо Фальконе, директор филиала фирмы «Christ», очень доволен, что они выбрали Бехара. «Он хорошо держится, ответственный, добросовестный и имеет хорошие шансы продолжить у нас работу по завершении ученичества». Такие отзывы также радуют и наставника Бюхи. «На самом деле наставничество завешается после успешного получения подопечным ученического места, но с Бехаром меня связывает дружба и по сей день. Совсем недавно я купил у него часы».

То, что наставник может помочь молодому человеку сделать заявку-досье, а также составить сопроводительно письмо, это уже очень большая помощь – говорит Сюзанн Рот. Так, Бехар Алия, например, играл в молодежной футбольной команде, и Бюхи указал ему, что информация об этом также должна быть в его досье. Кроме того, наставник помогает молодому человеку выгодно преподнести себя на собеседовании и во время пробного ученического периода. Последний очень важен для получения постоянного ученического места, так как молодой человек получает резюме от компании, по окончании пробного ученичества. И этот отзыв принимается во внимание, когда представители компании решают, брать ли молодого человека на постоянное ученическое место.

Очень большое значение имеет регулярность контактов наставника и его подопечного – наставник вдохновляет и поощряет, наблюдая за успехами и трудностями молодого человека, когда случаются отказы после собеседования. Они вместе работают над ошибками и не расстаются до успешного результата.

Государственный подход и частная инициатива

Стефан Бюхи – один из 200 наставников программы «Итака», представителей всех профессиональных сфер, кто помогает ребятам на добровольной основе. Все они - люди, состоявшиеся в жизни и в профессии, и хотят поделиться своим опытом с другими. Перед тем, как выступить в роли наставника, они проходят двухдневный семинар в рамках программы «Итака».

Наставничество, говорит Сюзанна Рот, – по большей части, воспитательный процесс. Поэтому она как руководитель программы, смотрит, какой наставник и кому из молодых людей может лучше подойти. Конечно, при подборе также учитывается возраст и профессия.

Идея создания программы наставничества «Итака» возникла в 2005 году, когда безработица среди молодежи в Швейцарии была настолько велика, что эта проблема была принята к решению на федеральном уровне. В частности, была поставлена задача – к 2015 году довести до 95% число школьников, успешно завершающих 2-й ступень образования, то есть получающих обязательное среднее образование.

В это же самое время федеральное правительство изыскало возможности профинансировать новую программу профессиональной подготовки, а именно проекты, направленные на интеграцию молодых людей в профессиональной сфере, а также по обеспечению и расширению ученичества. Таким образом, в кантоне Цюрих 1 июля 2006 г. начала свою работу программа наставничества «Итака». 10 летняя статистика этой программы говорит об несомненном успехе такого подхода: через эту программу прошло более 1500 молодых людей в сопровождении наставников-волонтеров. Две трети из них получили постоянное ученическое место. Остальные также при поддержке наставников нашли для себя приемлемое решение в получении образования и профессии, как, например, мотивационный семестр или стажировка.

Программа «Итака» доступна всем жителям кантона Цюрих и работает во всех профориентационных центрах. Подростки, испытывающие трудности в поиске ученического места, могут зарегистрироваться через методистов программы «Итака»:

Безусловно, опыт программы настаничества «Итака» в привлечении молодых людей в профессиональную сферу стоит того, чтобы его перенимать и распространять. Особенно ценна его интеграционная составляющая, когда наставники помогают молодым людям, выходцам из семей иммигрантов, не только определиться с профессией, но и передать им свой культурный багаж, информацию о том, как здесь, в этой стране, принято себя вести в компании, в производственном коллективе и на рабочем месте, чтобы стать ценным сотрудником.

Хотя, конечно, такой опыт может оказаться полезным лишь в стране, где развита добровольная общественная деятельность. Швейцарии в этом смысле повезло – здесь чтят и поддерживают традиции волонтерства и благотворительности.

В подготовке этой статьи была использована подборка материалов о программе «Итака», опубликованная в швейцарской газете «Coopzeitung», No 40 от 4 октября 2016.

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи здесь

Добавить комментарий