«Путешествие вокруг … себя в 80 дней» Часть 7-я
Вводный психологический курс «Путешествие вокруг… себя в 80 дней» медленно, но верно приближается к своему финишу. Его 6-я часть, семинар «Талант растет, круша и строя…»: творчество как агрессия «в мирных целях» уже позади. Следует заметить, что тема поиска себя и творчества была «заказана» читателями нашего журнала.
Приведу здесь выдержку из письма, которое отчетливо иллюстрирует общую тенденцию: «Сейчас у моей дочери есть насущный вопрос, разрешение которого стало проблемой. КАК определиться в правильном выборе профессионального пути? Для себя я вряд ли что-то кардинальное сделаю уже в этом направлении, но мне так хотелось бы, чтобы дочь смогла правильно разобраться в себе, в своих сильных сторонах и желаниях, сопоставить их с экономической ситуацией и своими возможностями — и сделать правильный выбор…»
Правда, разговор на этом семинаре шел не только о том, как в себе открыть и развивать таланты. Я стремилась донести до аудитории мысль о том, как жизненно важно свои таланты не «зарывать» вместе с потоками «заземляемой» энергии наших нереализованных потребностей и желаний. Уж слишком тесно творчество связано с самой сутью человеческой, чтобы за всю свою жизнь так и не найти себя. Знаменитый вопрос «Быть или не быть?» в данном контексте можно проинтерпретировать следующим образом: быть человеком означает реализовывать свои потребности и желания, успешно балансируя между 2-мя причинами человеческой агрессии — социальными запретами и востребованностью со стороны общества.
Только так можно развернуть мощный поток энергии своих нереализованных потребностей и желаний (то есть, свою агрессию!) на собственное благо. И при этом быть достойно оцененным обществом, как в виде материального и финансового поощрения, так и в форме признания и уважения. Так уж человек устроен: ему недостаточно просто заработать на кров и пропитание…
На поверку же оказывается, что простое копирование готовых шаблонов «счастливой жизни», предъявляемых нам обществом, не гарантирует этого самого счастья каждому из тех, кто стремится приложить этот шаблон к своей единственной и неповторимой персоне. Шаблоны эти обеспечивают лишь социальную безопасность тех, кто их применяет, и не более.
Почему? Эти шаблоны дают нам привлекательные и, в то же время, социально приемлемые пути сброса человеческой агрессии. Внешне эта установка на поголовную регидность (следование готовым штампам и стереотипам) смотрится вполне благостно и безобидно. Но некритичное использование социальных шаблонов ведет к внутреннему конфликту личности, длинною в жизнь, если эта личность оказывается «не на своем месте». Причем, касается это не только выбора профессии, но и образа жизни в целом. На индивидуальном уровне это проявляется в постоянно недовольстве собой и окружающими.
Ставка на творчество не есть, как считают многие, необязательная жизненная составляющая, которая требует каких-то дополнительных сверх-усилий, этакая «ставка больше, чем жизнь». Многие так и восклицают в сердцах: «Посмотрите, как непереносимо тяжела жизнь Какое там еще творчество, тут и без него бы хватило сил выжить!» Но ведь речь они ведут не о жизни, лишь о существовании. А понятия эти — разно уровневые по своему содержанию.
Как мы выяснили в ходе семинара, есть только одна форма удовлетворения человеком своих потребностей и желаний – творчество (в данном случае, мы не ведем речь о природных, физиологических потребностях). Каждый из нас уникален по своей сути. Соответственно и потребности наши– тоже уникальны. А если учесть еще и то, что нам приходится постоянно меняться, реагируя на вызов жизни, которая каждому из нас преподносит неповторимую мозаику обстоятельств и событий, то Вы неминуемо приходите к выводу о том, что невозможно найти готовый шаблон личного жизненного успеха.
Что же остается нам, человекам? Только творить свой жизненный успех самим. Поэтому ставка на творчество — самая, что ни на есть «ставка на жизнь». Печальный факт, очень много людей саму возможность творчества считают для себя невероятной… И очень мало знают о творчестве и его возможностях… и это несмотря на то, результаты в жизни напрямую зависят от того, насколько задействованы и развиты Ваши творческие способности.
Тема творчества и социальной востребованности человека в обществе напрямую связана и с проблемами воспитания. Особую тревогу вызывает то, что дети зачастую оказываются жертвами психологического насилия со стороны родителей. Причем эта форма родительской агрессии проявляется как забота о «творческом развитии» ребенка. В 6-м номере немецкого журнала Штерн (Stern) за этот год титульная статья «Дрессированный ребенок» была посвящена именно этой болезненной проблеме.
А пока … следующий семинар курса «Путешествие вокруг… себя в 80 дней» я посвящу человеческой коммуникации, общению, которое, как и творчество, составляет принципиальное отличие человека от остального живого мира. При всем множестве своих созидательных функций, общение оказывается одним из основных каналов «слива» человеческой агрессии и подчинения, а подчас и порабощения, одних людей другими. Как говорили древние, «Общение есть государство».
О том, как использовать психологические секреты общения, чтобы не только достойно выходить из словесных боев с наименьшими для себя потерями, но и добиваться своих целей, привлекая противника помогать Вам в их реализации, мы и поговорим на 7-м семинаре моего авторского курса «Со-общение, общение, раз-общение: коммуникация в жизни человека и потенциал ее психологического влияния»
Ознакомиться с ним можно, пройдя по ссылке:
https://vzagranke.ru/adaptaciya/vseobuch/vokrug-sebya/so-obshhenie-obshhenie-kommunikaciya-v-zhizni-cheloveka-i-potencial-ee-psixologicheskogo-vliyaniya.html
____________________________________________
При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.
Адрес статьи: https://vzagranke.ru/adaptaciya/vseobuch/vokrug-sebya/so-obshhenie-obshhenie-raz-obshhenie.html
Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас: