Вальпургиева ночь: история и современность

487476821
Фото: blog.logos.com
Share on facebook
Share on twitter
Share on vk

1 мая — это не только праздник солидарности трудящихся. Во многих странах Европы в ночь с 30 апреля на 1 мая отмечают Вальпургиеву ночь – ночь шабаша ведьм – причудливый сплав языческих и христианских мотивов. Жгут костры, водят хороводы и поют песни, дабы спугнуть нечисть и растопить холода.

1 мая — это не только праздник солидарности трудящихся. Во многих странах Европы в ночь с 30 апреля на 1 мая отмечают Вальпургиеву ночь – ночь шабаша ведьм – причудливый сплав языческих и христианских мотивов. Жгут костры, водят хороводы и поют песни, дабы спугнуть нечисть и растопить холода.

Фото: blog.logos.com

«Ведьма – ветхая скрюченная старуха, беззубая, с бесцветными глазами, с обвислым подбородком, упирающимся в колено, трясясь и хромая, опирается на клюку и бормочет что-то себе под нос». Так в 1603 году обрисовал ведьму английский писатель и архиепископ Сэмюэль Харснетт . Этот образ ведьмы до сих пор владеет умами. Однако современные ведьмы никак не соответствует такому застывшему в веках стереотипу. У хозяйки Музея ведьм в швейцарском Грэнихене (Gr?nichen AG)*/ нет ни крючковатого носа, ни бородавок, нет даже черной кошки, сидящей на плече. Тем не менее, она – настоящая ведьма. «Если более 30 лет вы имеете дело с ведьмами, сами станете таковой», – говорит Викка Мейер-Спринг корреспонденту швейцарской газеты Coopzeitung.

«Время большого солнца»

«Из-за карантина, связанного с пандемией коронавируса, наш музей закрыт для посетителей», – говорит она, добавляя: «Нет, к сожалению, я, как ведьма, не могу ничего изменить, потому что, вопреки многим историям, ведьмы не могли и не могут творить магию». В это исключительное время Викке Мейер-Спринг пришлось не только закрыть музей, но и отменить многие запланированные мероприятия, а также поездку в Шотландию.

30 апреля она собиралась отпраздновать Вальпургиеву ночь в Эдинбурге, где с 1988 года шотландцы проводят фестиваль огня. В этом грандиозном театрализованном представлении принимают участие более трехсот актеров. Разжигают костры и, по древней традиции, водят коров по горящим углям, «освящая» их. Майская Королева в окружении свиты под барабанный бой возглавляет шествие танцоров, акробатов, жонглеров факелами и зрителей в честь праздника весны и плодородия.

По преданию, это ночь шабаша ведьм, которые слетались верхом на метлах, проводя время в диких пирах, плясках. Поверье о плясках нечистой силы в Вальпургиеву ночь сложилось в конце 18-го века. После принятия христианства далеко не все отказались от старых традиций и продолжали тайно собираться вдали от деревень для совершения языческих обрядов. Возможно, именно в то время начали появляться легенды о шабашах ведьм. Так, северные кельты 1 мая отмечали Бельтайн. Этот праздник символизировал окончание зимы и наступление весны — «время большого солнца». Кельты верили, что в этот день открываются врата в другой мир, в страну эльфов, гномов и прочих волшебных существ. Чтобы отпугнуть злых духов и нечистую силу, люди жгли костры, водили хороводы, пели песни.

Почему главный праздник нечисти получил имя праведницы

Название праздника связывается с именем Святой Вальпургии, уимбурнской монахини. Это реальная историческая фигура, основательница монастыря в немецком Хайденхайме (Heidenheim). Спустя 100 лет после ее смерти, при восстановлении монастыря и церкви рабочие осквернили могилу Вальпургии, и, по преданию, ночью ее грозная тень явилась епископу. 1 мая останки монахини перевезли в Айштадт, где оставили в одной из скал. Спустя время из мощей стало вытекать масло, которое, как гласит легенда, помогало от многих болезней. Так Вальпургию канонизировали, причислив к лику святых. Почему главный праздник нечисти получил имя этой праведницы? Причиной тому – легенда о появлении тени покойной монахини, причудливый сплав языческих и христианских мотивов. Первые исторические упоминания о Вальпургиевой ночи появились в протоколах средневековой инквизиции.

Клаудия Опитц, профессор истории Базельского Университета рассказывает, что к 16-му веку сформировалось представление, что нечистая сила проявляется в образе женщины, то есть ведьмы. Это объясняли тем, что женщины гораздо больше склонны к дьяволу, потому что они глупы и похотливы. Мужчины же, как тогда считалось, имели больший контроль над собой. Кроме того, значительную роль играл возраст: в основном ведьмами оказывались одинокие пожилые женщины, а также вдовы и социальные изгои.

Темная глава истории

Охота на ведьм была своего рода организованной травлей. Для церкви было крайне важно, чтобы дело дьявола могло быть «доказано» через ведьм. Подобные явления в отношении ведьм можно встретить повсюду, во всех конфессиях. Во времена кризиса сожжение ведьм демонстрировало, что меры приняты. И если это не срабатывало, считалось, что просто еще не поймали настоящую ведьму.

Поэтому директор Музея ведьм счастлива уже тем, что ей не довелось родиться лет 300 тому назад: «Несколько веков назад ведьмы были бы привлечены к ответственности за коронавирус». И впоследствии вынуждены были бы признаться в этом под пытками, были бы приговорены к смертной казни и сожжены. Викка знает, о чем говорит, потому что она получила грант от федерального правительства на исследование судебные процессов над ведьмами в Швейцарии. Мейер-Спринг посвятила этой темной главе истории Швейцарии специальную экспозицию в Музее ведьм. Впечатление удручающее: документы и экспонаты, от которых мороз по коже. Что является одной из причин, почему вход в музей разрешен посетителям, достигшим одиннадцать лет. К сожалению, Швейцария сыграла ведущую роль в этой бесславной истории. «Существуют свидетельства того, что более 11 000 человек были обвинены в колдовстве и казнены, при этом велико число незарегистрированных случаев», – говорит Викка. Охота на ведьм достигла своего пика после Реформации в конце 16 и 17 веков. Клаудия Опиц рассказывает: «Это был феномен модернизации, связанный с неопределенностью во времена кризиса». Преследование ведьм – особенность западного христианства и Центральной Европы.

«Это были состряпанные на скорую руку судебные процессы, когда пытки для выбивания признания проводились прямо перед судьей, выносились приговоры и осужденных отправляли на кол. Все это происходило в южном немецко-язычном поясе: от Франконии до Баварии, Баден-Вюртемберга и Швейцарии».

В водовороте религиозных перемен люди искали козлов отпущения для необъяснимых явлений и были только рады осудить любого, чье осуждение не казалось «послушным». «Эти люди были тогда виноваты во всем. Будь то неурожай или болезнь – даже предполагаемая ведьма обвинялась в плохой погоде», – объясняет Викка. Свидетельства тех времен можно обнаружить в речевых оборотах и сегодня. Например, выражение «буря назревает» уходит корнями в предубеждение, что ведьмы готовят ее в большой кастрюле на огне. Или боль в пояснице, «колдовской прострел» (Hexenschuss) – убеждение в том, что какая-то нечисть с ключковатыи носом выстрелила в спину из лука.

Вплоть до 19-го века ведьм просто преследовали как дьявольское отродье, но с 1880 года представление о ведьмах стало меняться. Их все чаще воспринимали как жертв религиозных расправ, а в некоторых случаях даже поклонялись как мученицам.

Ведьмы сегодня – какие они

Сегодня все иначе. В то время как в сказках братьев Гримм ведьмы в основном воплощают зло, нынешние фокусники, маги и ведьмы, такие как Биби Блоксберг и Гарри Поттер считаются крутыми и милыми. Современные ведьмы, такие как Викка, – это люди, которые считают своим делом видеть мир как единое целое.

То, что объединяет современных ведьм независимо от цвета кожи и этнической принадлежности – это уважение к нашей планете. Подобно коренным народам Северной Америки – индейцам – ведьмы видят землю как живую, дышащую субстанцию. Как естественный дом, который не нужно завоевывать и контролировать, но нужно защищать и уважать. «Ведьме не нужен контрольный список для этого, это просто отношение к жизни», – говорит Викка, чья семья занимается этим вопросом уже три поколения. «Главное отличие современных ведьм от прежних заключается в том, что они открыто говорят, что они ведьмы»

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи здесь

Добавить комментарий