Вряд ли где-либо еще для женщин так важна внешность, как в Латинской Америке. Что обусловлено тропическим климатом, колониальным прошлым и эмансипированным настоящим этого региона нашей планеты. Хотя главная особенность латинок все же не в их внешности…
Фото: starlounge.de
Ежедневно Лаура встает в 4 часа утра, чтобы пойти в спортзал. А 7 часов у нее начинаются занятия в школе. Лауре 17 лет и близится окончание учебы. И, как это принято в частных школах, всем классом они поедут на один из красивейших пляжей, что на северо-востоке. И Лаура хочет произвести хорошее впечатление. Страх, что она слишком толстая, прижился в ее голове, как опухоль. Она хочет быть стройной, как другие девочки, так же, как звезды с телеэкрана и на обложках глянцевых журналов.
Самая красивая
История Лауры (настоящее имя изменено — прим С.Л.) рассказана Даниэлой Педросо (Daniela Pedroso), психологом из Сан-Паулу. Как показывает практика, подобные проблемы испытывают многие девушки. Нередко они просто помешаны на своей внешности. Последняя в Латинской Америке играет гораздо большую роль, чем в Европе, рассказывает Педросо. Кроме того, соперничество здесь гораздо сильнее: «Большинство женщин стремятся быть красивыми отнюдь не для мужчин, но из-за других женщин».
На самом деле, женщины в Бразилии, как и в других странах региона, по европейским стандартам, всегда выглядели довольно «разнаряженными». Волосы, ногти, одежда, макияж — все должно быть в лучшем виде, и в любое время дня. Вот лишь некоторые цифры о состоянии индустрии красоты, позволяющие составить представление, насколько бразильские женщины одержимы своей внешностью. В целом по стране официально зарегистрировано 265 тыс. салонов красоты — более одного на тысячу жителей. Большинство женщин посещают их, по крайней мере, раз в неделю. Косметическая продукция поставляется в магазины миллионными партиями. Большинство из них по-прежнему экспортируется из Соединенных Штатов. И Бразилия в скором времени обгонит Японию, являющуюся сегодня вторым по величине рынком для косметической продукции. При том, что у бразильянок доходы значительно ниже, они тратят на косметику в среднем столько же, сколько женщины Великобритании.
Миссия красоты начинается уже с детства и к тому же родителями девочек. Первые серьги у малышек в Бразилии появляются обычно вскоре после рождения. На праздники по поводу дней рождения девочек одевают, как принцесс, они всегда в центре внимания. То, что начинается в детстве, продолжается в юности и зрелом возрасте. И кто не выглядит соответственно, просто не существует: гипер-значимость внешности в Бразилии и других странах Латинской Америки — атрибут местной культуры. Откуда это пошло, объяснить вразумительно никто не может.
Красота как социальный лифт
Во-первых, это, вероятно, из-за того, что в Латинской Америке традиционное распределение гендерных ролей, и соответствующие им паттерны поведения мужчин и женщин сохраняются в гораздо большей степени, чем в некоторых европейских странах. Что, однако, не означает, что женщины ввиду этого здесь менее эмансипированы. Вторая версия связана с историей. Колониальные структуры и связанное с ними социальное неравенство существуют в Латинской Америке и сегодня. Но внешность женщины всегда отражала ее возможности социального продвижения. И эта версия – не просто досужие рассуждения, она подтвержается результатами опроса института Геллопа, проведенного в Бразилии: 61% респонденток считают внешний вид важнейшим фактором социального успеха. Этой же теме несколько лет назад было посвящено еще одно социальное исследование, проведенное в Бразилии институтом Datafolha совместно с музыкальным каналом MTV. 15% респонденток, женщины в возрасте 15-30 лет, утвердительно ответили на вопрос, готовы ли они пожертвовать четвертью своего интеллекта, чтобы стать на четверть красивее.
На самом деле, женщины в Латинской Америке готовы на многое, когда дело доходит до внешности. Ни в одном другом регионе мира не прибегает такое количество женщин к возможностям пластической хирургии. Что касается числа случаев хирургичесткого вмешательства в целях коррекции внешности, в пересчете на душу населения, Венесуэла, Колумбия и Аргентина являются лидерами рейтинга. Бразилия же приобрела статус «мекки пластической хирургии»: 900 тыс. операций было произведено здесь в 2011 году, что ставит страну на второе место, сразу вслед за США (1,1 млн.). Бразильские хирурги красоты считаются лучшими в мире, и именно поэтому в стране активно развивается соответствующее направление «туризма».
Тело напоказ
Один из таких хирургов — Фелипе Коутиньо (Felipe Coutinho), ежегодно делает примерно 100 пластических операций. Он специализируется на коррекции груди после удаления из нее опухоли. Но также делает весьма «обычные» операции, такие как по увеличению груди или пластику лица. «Обычные», потому что косметическая хирургия не является запретной темой в Латинской Америке. Напротив — женщины не стесняются ее обсуждать, как и прибегать к операциям, чтобы стать привлекательнее. «Моя клиентура очень разнообразна», — говорит Коутиньо. Он условно разделил своих клиенток на три группы: молодые женщины, не довольные своими формами, матери, желающие устранить следы беременности, и зрелые дамы, стремящиеся замедлить бег времени.
Но почему все хотят одного и того же? Коутиньо связывает это с природными особенностями: «Наша культура развивалась в условиях тропического климата. И тело играет гораздо более важную роль, чем в Европе, потому что оно постоянно выставлено напоказ». Именно этим врач объясняет высокое качество пластической хирургии в Бразилии: «Здесь планка качества выше – шрамы недопустимы»
Диктат Европы
Однако у бразильянок нет единства взглядов в определении идеала женской красоты. Психолог Педросо указывает на растущую тенденцию к анорексии, особенно среди молоденьких девушек. Они — жертвы социального давления, не в последнюю очередь, по вине средств массовой информации, объясняет Педросо. «Успешная женщина — худая, белокожая блондинка. Кто следит за своей внешностью, ориентируется на Европу и США, а девушки из низов – на представительниц высших социальных слоев», — говорит она. Для Фелипе Коутиньо европейский идеал красоты отражает желание присоединиться к культуре высшего класса. И это желание устойчиво воспроизводится в Бразилии еще с рабовладельческого общества колониальной эпохи. Цвет кожи был и остается почти синонимом социального статуса. Чистота крови (Limpeza де Sangue) также была важна. Поэтому темнокожие женщины часто стремились рожать детей от белых.
фото: AP
Европейский идеал контрастирует с латинским типом, для которого характерен кофейно-коричневый цвета лица, черные глазами и мягкие кудри. Учитывая, что 10 победительниц конкурса «Мисс Вселенная» были родом из Латинской Америки, можно утверждать, что, по крайней мере, элементы этого типа женщин были признаны красивыми. Латино-американские красавицы обычно имеют темные глаза и смуглый цвет кожи. И такие же стройные, как их европейские конкурентки. Также бразильские модели вызывают фурор в международном масштабе, как и в шоу-бизнесе латинки завоевывают все большую популярность.
В авангарде мировой моды
Фото: vimeo.com
И кто об этом может рассказать лучше, чем Хосе Дюран (Josep Duran), каталонец по происхождению, один из самых востребованных фотографов Бразилии, работающий для таких журналов, как «Vogue» и «Elle». На стенах его мастерской висят крупноформатные фотографии половины всех признанных красавиц. Вряд ли найдется хоть одна топ-модель, которая не побывала бы перед объективом Дюрана. И многие из них из Бразилии. Но так было не всегда. В 70-х, когда Дюран начинал свою карьеру, Латинская Америка была на обочине моды. Мода и модели шли из Европы или США. В последние годы ситуация изменилась, и особенно Бразилия стала интересна для модной индустрии.
«Все началось с Жизель Бюндхен, — говорит Дюран. — Когда бразильянки увидели ее успех, модели здесь стали расти, как грибы после дождя». Сегодня Бундхен является самой высокооплачиваемой моделью мира. Однако типичной бразильянкой она не выглядит.
Среди десяти самых высокооплачиваемых топ-моделей также бризильянки Адриана Лима и Алессандра Амбросио. Являются ли они лучше, чем другие? Дюран так не считает. Эстетическая уникальность латинок проявляется в том, что в них намешано много этносов. Они больше подходят для международного рынка. «В латинках есть что-то близкое, но в то же время экзотическое».
Верность национальному идеалу красоты
И, конечно, латинки едины в том, чтобы иметь немного больше объема в очень конкретной точке. Почти нигде в мире женские ягодицы не оказываются такими притягательными для мужчин, как в Латинской Америке. Этот феномен отчетливо проявился в 50-е годы прошлого столетия: рассказывают, что в 1954 году «Мисс Бразилия», Марта Роча, уступила титул «Мисс Вселенная» представительнице США Мириам Стивенсон только потому, что ее «пятая точка опоры» была чересчур хорошо укомплектована. В Бразилии же Роча в то время была образцом женской красоты.
Ученые попытались объяснить это особое предпочтение латиноамериканцев. Так, бразильский историк Мэри дель Приоре (Mary del Priore) выдвинула аж три версии: первая из них связана с запретом всех позиций полового акта, за исключением «миссионерской позы», введенным католической церковью в середине 16-го века. В результате в католическом мире женские ягодицы приобрели особый шарм. Другая версия восходит к колониальной эпохе, когда женская одежда скрывала тыльную часть ее обладательницы, в то время как грудь, которую сосал ребенок, была щедро обнажена и поэтому утратила особый интерес со стороны противоположного пола. И наконец, третья версия была связана с появлением пышных юбок на каркасах из обручей, что привлекло к женским ягодицам особое внимание мужчин.
Психолог Уолтер Полтрониери (Walter Poltronieri) из Университета Сан-Паулу в акценте женщин на «филейную часть» своего тела видит пост-феминистскую стратегию, использующую трудности мужчин рассмотреть женщину целиком, составить ее целостный образ. Полтрониери ссылается при этом на культовых в Бразилии женщин-фруктов, которые в качестве танцовщиц участвуют в карнавалах и телешоу, в частности, на известную на всю страну «Женщину-арбуз» (Андресса Соарес – прим. С.Л.).
Любовь к «пo» также имеет трагические страницы. Для того, чтобы за дешево увеличить ягодицы, огромное число женщин в Латинской Америке пошло на имплантацию синтетических биополимеров. В то время как введение в организм несвязанного силикона чревато серьезными последствиями, и в крайних случаях может привести к смерти. Согласно данных венесуэльской организации, работающей с жертвами рискованной пластической хирургии, только в Венесуэле насчитывается около 40 тыс. женщин с имплантами биополимеров. С 2011 года среди них было зарегистрировано 15 смертей.
«Красота не существует – это чувство»
Но главная особенность латинок все же не в их внешности. «В отличие от других регионов мира, в Латинской Америке гораздо более значим язык тела, он сильнее выражен и имеет больше смысловых нюансов», — говорит Дюран. В нем центральное место занимает элемент провокации. «Речь идет о привлечении к себе внимания, о соблазнении. Женщины хотят, чтобы на них посмотрели». Отсюда жгучий темперамент и танец – элементы, глубоко укоренные в культуре. Вероятно, именно в силу того многие женщины по-прежнему остаются верны классическому латинскому идеалу красоты. И то правда, представьте себе костлявую и бледную танцовщицу самбы: да ни один мужчина на нее не взглянет.
В то же время в Латинской Америке нет почвы для реального конфликта между европейским и латинским идеалами красоты, не без основания замечает Дюран. Наоборот, здесь много нюансов и возможностей для того, чтобы прослыть красивой: «Красота не существует, это — чувство», — резюмирует легендарный фотограф. Хотя это, к счастью, справедливо для женщин любой национальности.
Светлана Александрова Линс
В работе на этим материалом была использована статья T.Bruehwiller «Alles f?r das Aussehen», Neue Zuercher Zeitung, 9. 10. 2013
______________________________
При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.
Адрес статьи: https://vzagranke.ru/mentalitet/za-morem/missiya-krasoty.html
Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:
(посмотреть видео Процедура подписки)
Назад к выпуску >>
к рубрике >>