Местные особенности
Северная Корея: коммунизм дал трещину?


О программе освоения космоса Северная Корея громко объявляет на весь мир, в то время как эксперименты с внедрением капитализма коммунистическое руководство проводит втихую. Хотя никто не решается говорить об изменениях, как и об «экономической открытости» или реформах, штрихи либерализации экономики становятся все заметнее.
Новые веяния
Каждые два месяца Северная Корея испытывает новую ракету, что сопровождается большой пропагандисткой шумихой. А вот эксперименты с другой очень опасной штукой – капитализмом, местное коммунистическое руководство проводит втихую. Конечно, действуют они очень осторожно. Ведь на протяжении десятилетий страна была почти полностью изолирована от внешнего мира. Практически олицетворяя собой «Каменный век коммунизма», атрибутом которого является прежде всего ужасающий голод. Временами, чтобы выжить, людям приходится есть насекомых или кору деревьев. И по сей день Северная Корея остается крайне закрытым обществом, имея очень ограниченный контакт с остальным миром. В отсутствии обмена и в тисках международных санкций против этой страны, экономике приходится нелегко.
Но в последние годы здесь наблюдается такой настрой, который наводит на мысль, что система, в хорошем смысле, дала трещину. В столице Северной Кореи, Пхеньяне, можно увидеть рекламные банеры внедорожников местной марки Пхенхва. В магазинах продаются северокарейские планшетные компютеры Самжийон, получившие свое название в честь битвы против японских оккупантов в 1939 г.

Есть маникюрные салоны, элегантные рестораны и смартфоны, да, и в центре Пхеньяна даже есть что-то типа App Store (магазин приложений для мобильных телефонов iPhone, плееров iPod Touch и планшетов iPad, а также для персональных компьютеров iTunes и позволяющий их купить, либо скачать бесплатно) – так как работает несколько иначе, нежели виртуальные магазины Apple или Google: Северная Корея почти полностью отключена от интернета, там реализуются программы для скачивания приложений посредством кабеля, присоединяемого к мобильному телефону вручную.
На улицах все чаще можно увидеть такси и людей, одетых в модных расцветках, а не только в черном и сером. Все это - маленькие штрихи либерализации экономики. За этим стоит первое поколение северокорейских предпринимателей. Молодежь идет в бизнес, создавая свои проекты и экспериментируя в условиях новой экономической политики, что обусловливает позитивные изменения в стране.
Запад в помощь

Им помогают их западные коллеги, как, например, 35-летний предприниматель из Германии Нильс Вайсензее – дружелюбный малый в оптических очках, с трехдневной щетиной и нафабренными воском волосами. Когда он рассказывает о Северной Корее, у него глаза сверкают от восторга.
«Руководство предоставляет предпринимателям все больше и больше свободы, так как страна нуждается в новых продуктах, - рассказал он корреспонденту немецкого журнала «Штерн». – Между тем местные фирмы уже экспериментируют с клиентскими картами (или программа лояльности — комплекс маркетинговых мероприятий для развития повторных продаж существующим клиентам в будущем, продажи им дополнительных товаров и услуг, продвижения корпоративных идей и ценностей, других видов потенциально прибыльного поведения. Распространенный пример – дисконтная карта – прим. С.Л.). Некоторые магазины открыты до полуночи. Предприниматели хотят понять, как работают фирмы за границей».
Вот уже два года Вайсензее в качестве волонтера сотрудничает с «Choson Exchange» — зарегистрированной в Сингапуре некоммерческой организацией, проводящей интенсивные тренинги по экономической политике, бизнесу и юридической подготовке молодых северокорейцев в КНДР. Вайсензее - соучредитель двух кофейных компаний в Шанхае: производства по обжарке кофе и, само собой разумеется, кафе - «Cafe Del Volcan». Там же, в Шанхае, Вайсензее проводил тренинги по овладению бизнесс-навыками для студентов и молодых предпринимателей. Ранее он работал корреспондентом по Китаю для международных информационных агентств и менеджером в общественных медиакомпаниях в Шанхае. У него степень бакалавра в области политологии и журналистики Хэмлайн университета, и магистра политических наук и исследований в области СМИ университета Трир в Германии.
Опыт Вайсензее, предпринимателя и преподавателя, работающего в такой закрытой стране, вызывает большой интерес в академической сфере. Так, в октябре 2014 г., он был приглашен с выступлением в Университет Миннесоты, где рассказал о своих впечатлениях и вкладе «Choson Exchange» в развитие Северной Кореи. К сожалению, его выстпление не было записано, очень возможно, в целях безопасности.
Любовь к экспериментам
Тренинги «Choson Exchange» представляют собой, по сути, ликбез по рыночной экономике. На них рассказывают об основах рынка, как то: Что хотят потребители? Почему так важна марка продукта? Зачем нужно мотивировать сотрудников? Словом, все вопросы, которые никогда не рассматривались в плановой экономике. Более 800 человек уже прошли тренинги этой программы. «Иногда мы встречаемся с участниками нашей программы прямо на улицах Пхеньяна», - делится Вайсензее.

В эту закрытую страну Вайсензее попал благодаря контактам его фирмы в Шанхае. В один прекрасный день в его кафе появился посетитель с лаптопом, заставка которого изображала фото кафе в Пхеньяне. Вайсензее познакомился с гостем. Разговорились, и через три месяца после этой встречи, Вайсензее провел свое первое занятие в Северной Корее. Конечно, там он хотел рассказать о создании фирмы и методах управления, но участников тренинга прежде всего интересовало: в каких тонах лучше покрасить ресторан, чтобы он был прибыльным? В вопросах, связанных с дизайном, говорит немецкий бизнесмен, у северо-корейских предпринимателей отсутствует возможность альтернативных решений.
«Мы стараемся обучить участников нашей программы методам, с помощью которы они сами смогут определить, чего хотят их клиенты, - объясняет Вайсензее. Его достижения: в Северной Корее стало больше ярко декорированных кафе, о чем, как утверждается, позитивно отозвался даже руководитель страны Ким Йонг Ун. Когда недавно после недельного пребывания Вайсензее покинул страну, пограничник в аэропорту ему сказал: «А, Вы тот, кто занимается кофе». Никто в Северной Корее не решается говорить об изменениях, также и об «экономической открытости» или реформах. Нильс Вайсензее имеет на этот счет свое собственное определение того, что происходит в стране. Он называет это «любовью к экспериментам».
При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.
Адрес статьи здесь

АВТОР:
Светлана Александрова Линс