Тимур Тазетдинов La vida loca, или Есть ли жизнь в Доминикане – 3-я часть

Timur-Tazetdinov

Предыдущая часть

«Завоевание рая»

Доминиканская Республика занимает восточную часть острова Эспаньола. В российской географической традиции остров называют Гаити, по каким-то своим соображениям. Если Вы назовете остров Гаити при доминиканце, он Вас вежливо поправит. Открыл его в конце пятнадцатого века сеньор Кристобаль Колон, которого в российской исторической традиции называют Христофором Колумбом. Про это открытие есть фильм, «Завоевание рая», фильм неплох, даже Депардье в роли Колона его не портит.

vnutrenniy-dvorik-santo-domingoВообще колония европейцев на острове Эспаньола стала первым европейским городом на этой стороне планеты. Кафедрал в Санто-Доминго – первым кафедралом, университет в Санто-Доминго – первым университетом.

Кристобалю Колону остров понравился, и население острова – которых называют индейцами таино – тоже понравилось. Вопреки устоявшемуся мифу, индейцев таино как-то особенно не истребляли. Конечно, войны были, со вполне фатальными для индейцев результатами. Но в итоге индейцы исчезли не потому, что их коварные конкистадоры обратили в рабство, а потому, что ассимилировались в среде колонистов-испанцев.

И еще один нюанс – таино, это вовсе не самоназвание местных индейцев. Это слово обозначает «хорошие». Так они себя для испанцев отличали от индейцев-караибов, воинственных людоедов, кочевавших по Антилам на пирогах. На Острове жило пять племен со вполне обособленной культурой, родственных, но не идентичных. Плюс на северо-западе Острова жило племя или племена, которых остальные индейцы презирали за отсталость и неумение говорить по-человечески.

Местные индейцы находились на уровне каменного века. Ну, то есть инструменты – дерево, кость, камень. Поселки они строили, и вполне такие ничего поселки, а вот с земледелием у них было не очень. Был у них и свой пантеон богов, и резьба по камню, и вроде даже из золота делали украшения. Но вот с письменностью дела обстояли у них чуть более чем никак, и в результате о культуре этих индейцев остались довольно смутные представления. Пара интересных фактов: традиционные каменные фигурки таино удивительно схожи с каменными фигурками полинезийцев. И таино, и полинезийцы не боялись дальних морских путешествий. И второй момент – индейцы таино оказали некоторое влияние на вооружение российской армии, речь идет о системе залпового огня «Ураган». Слово «ураган» имеет происхождение из языка этих наших карибских индейцев.

Кстати, о Первой Экспедиции. Три корабля флота Колона нам известны со школы. Их названия – «Пинто», «Санто-Мария» и «Нинья». Так? Не совсем. Третья каравелла называлась «Санта-Клара», а «нинья» – это ее прозвище во флоте, «дочка», это был самый маленький корабль. Отличная тема для спора на пиво.

Потом были и пираты

Далее была бурная история колонизации и конкисты, потом были и пираты. В истории Доминиканы они оставили немало следов. Например, город Монте-Кристи, основанный в том же конце пятнадцатого века колонистами с Канар, в начале шестнадцатого века по приказу испанского губернатора был разрушен, а жители переселены поближе к начальственному оку. За связи с пиратами. На одном из островов Сьете Эрманос до сих пор можно найти артефакты той эпохи. Там у пиратов был своего рода базар, точка торговли с французскими и испанскими контрабандистами.

В бухте Мансанийо, поблизости от Монте-Кристи, на дне лежит основательно заросший кораллами остов небольшого пиратского судна. Скрываясь от наблюдения с форта испанцев, они наскочили на патрульный корабль, и этот корабль порвал пиратов, как тузик грелку. Иногда все оборачивалось совершенно иначе – в один прекрасный день известный пират сэр Фрэнсис Дрейк прибыл на рейд Санто-Доминго со своим на тот момент немаленьким флотом, и бомбардировал город до тех пор, пока ему не заплатили выкуп. В Зона Колониаль есть несколько зданий, не восстановленных еще с тех самых времен.

История, богатая на события

musey-kasa-realesВосемнадцатый и девятнадцатый век пропустим, они были богаты на события. Война за независимость от Испании. Гаитянское вторжение и оккупация. Реставрация, то есть война против гаитянских оккупантов. Стоит упомянуть Отцов Нации – Пабло Дуарте, Грегорио Луперона, Санчеса, Мейо – общественных деятелей и офицеров, возглавивших Реставрацию. Если Вы пожелаете подать на гражданство, всю эту перенасыщенную событиями историю нужно будет знать назубок. Я пока не знаю, но уверяю, это круто.

Ну а потом Доминиканская Республика вошла в двадцатый век. И к сороковым годам обзавелась своим собственным диктатором, Трухильо. Хорош он был или плох – до сих пор болезненный вопрос для доминиканцев. С одной стороны, он худо-бедно наладил экономику, с другой – сделал эту экономику предельно коррумпированной. Во Второй Мировой Доминикана участвовала на стороне союзников, самым заметным действием было принятие на ПМЖ семей еврейских беженцев. Их поселили в провинции Пуэрто-Плата, где они, изрядно потрудившись – да-да, еврей-колхозник – отстроили мощное мясо-молочное производство.

Тамошняя беднота, посмотрев на то, как преуспевают какие-то понаехавшие, немедленно преисполнилась антисемитизма, и впоследствии евреи в массе своей перебрались в США. Ну а закончил Трухильо примером для всех диктаторов будущего. В один момент он так достал что граждан Доминиканы, что ЦРУ, что был эпизод гонки в горах. Трухильо гнал к своему аэропортику, за ним гнали црушники, чтобы поймать-судить-посадить, а также отобрать выделенные диктатору средства. А также гнались за Трухильо и доминиканцы, чтобы казнить уже наконец. В гонке выиграли доминиканцы. Трухильо проиграл настолько, что его тело с трудом опознали.

Далее – уже после революции на Кубе – в Доминикане была попытка коммунистического переворота, инспирированного СССР. Американцы, спохватившись, успели вовремя, и коммунизм в Доминикане корней не пустил. Есть тут такая трава, растет повсеместно, заполняет поля, и при этом она лишена питательных веществ едва ли не полностью. То есть кушает корова такую траву, кушает, брюхо круглое – а мяса на корове не нарастает и молока чуть. Эта трава в народе называется «коммунист».

Ну а далее и до наших дней Доминикана была и является развивающейся страной.

С испанским нужно быть очень осторожным

dominicanaГосударственный язык в Доминикане – испанский. Вернее, доминиканский диалект испанского. Различий немало, но если Вы знаете испанский, в Доминикане Вы сможете без труда объясняться с доминиканцами. Испанский вообще достаточно простой язык, выучить его до состояния «моя хочет кушать, как моя идти отель?» – несложно. Доминиканцы будут посмеиваться, будут с глубоким интересом расшифровывать Ваш вопрос, а потом охотно помогут Вам понять их ответ.

А вообще, с испанским нужно быть очень осторожным. Окать или акать без нужды не стоит. Ходит такая история о русскоязычной даме, которая решила в испанском ресторане блеснуть познаниями в испанском и во всеуслышание сделала официанту заявление: «Пара ми пойа кон пататас, пор фавор!» Разумеется, она хотела сказать, что для нее нужна курица с картошкой, пожалуйста. Но ее подвело аканье. Пойо по-испански – цыпленок, а вот пойа – это та анатомическая подробность из трех букв, которую в России на заборах пишут. Говорят, даме аплодировал весь ресторан. Я и сам выступил подобным образом – попросил у продавщицы в продуктовом магазине дюжину четвергов и два фунта совы, чем привел ее в ступор. Ничего таинственного: уевос – яйца, хуевос – четверги, лечоза – папайя, лечуза – сова.

А еще у доминиканцев есть милая особенность редуцировать слова. И получается тарахтение, которое они и сами не всегда понимают. Я неоднократно был свидетелем таких диалогов двух доминиканцев: – Та-те-ти-ту-не-та? – Что? – Та-те-ти-ту-не-та?! – Что? – Та-те-ти-ту-не-та!!! Что? –

Теперь добавим к этим прелестям сильное влияние на доминиканский испанский криолы – языка гаитян, который представляет из себя смесь примитивного французского с дагомейским. Я уже упоминал раньше особенность произношения буквы «р» как «л»? Тлактоль? Вот оно самое. Плюс другие ударения, плюс словечки. Например, словечко “мбва”. Я понятия не имею, как оно переводится. Гаитяне перевести его на испанский тоже не могут, на просьбы объяснить пожимают плечами, нет, мол, у слова четкого перевода. Такое вот мбва.

Urbi et orbi, или А что у ней внутри?

В музыке Доминиканы тоже чувствуется креольское влияние. Помните – меренге и бачата? На слух это похоже на румбу и сальсу, но очень упрощенную. Как звучит? Обычная средненькая бачата звучит, как бодрое кукуреканье под разрываемый баян. Чем быстрее баян рвут, тем бачата веселее. Меренге немного более прилично. И тексты песен… «О маис-маис-маис! Я весь день сажаю маис! Потом я иду в пивную! Там я знакомлюсь с девушкой! О, маис-маис-маис! Мы с ней разговариваем. Она мне нравится! О, маис-маис-маис! Потом я иду домой! Мне завтра сажать маис! О, маис-маис-маис!» – И бодренько так, выкриками, каждую фразу! И еще добавляем звучание национального музыкального инструмента гуира – рифленой жестяной банки, по которой быстро-быстро скребут металлическим прутком! Весело – страсть.

По доминиканской музыке сильно ударило появление недорогих синтезаторов. Она опопсела. А совсем недавно, в восьмидесятых, она была очень даже хороша. Это были целые оркестры, с шикарной духовой секцией. Хотя, откровенно говоря, эта ситуация с музыкой характерна для сельской Доминиканы. В столице и на курортах играет в основном вполне приличная музыка. Но с другой стороны – Доминикана вообще деревенская страна.

Живопись – в глаза в первую очередь бросается стиль «гаитянский наив». Такие аляповатые картины в псевдо-африканском стиле. Они, конечно, экзотичны, но имейте ввиду, это совершенно не народные промыслы. Картины, которые выставлены рядами на продажу в турзонах и в Зоне Колониаль, производятся на фабричках по стандартным эскизам. Настоящий «гаитянский наив» найти можно только в музеях, либо же в домах старых доминиканских фамилий.

Другое дело – современная живопись. Доминиканские художники совершенно не стесняются работать с цветами и формами, отчего их работы завораживают. В первые дни пребывания в стране нам с женой посчастливилось получить приглашение на выставку одного доминиканского художника, и мы были поражены красотой и мощью его картин. Еще в глаза бросается то, что в Доминикане много расписанных заборов, стен зданий, в том числе и государственных учреждений. Иногда это здорово, иногда – странно, иногда – как в музее Первого поселения в Ла Изабелле – пугающе. А иногда вызывает смех – как например живописные рекламы местных лавочек.

s-reklamoy-v-dominicane-vse-normalnoС рекламой в Доминикане все нормально. Как везде, как во всем мире. Но это в городах. В поселках обычно они делают ее либо своими руками, либо заказывают у лучшего в районе мастера. И вот тут начинается настоящий дурдом. Мастер рисует, как умеет, но старается делать это ярко и красочно. С вывесками тоже два варианта – либо по имени владельца, что обычно, либо полет фантазии вызывает шок и трепет. Как Вам, например, ветеринарный магазин «Армагеддон»?

Примерно также и с именами. Я веду коллекцию имен доминиканцев, иногда с фамилиями. Автомеханик по имени Сталин. Водитель-дальнобойщик Наполеон. Семейство Цезарей, сын-Юлий и отец-Александр. Мастер-животновод Цезарь Фортуна, не родственник семейству Цезарей, у него Цезарь – имя. Сержант полиции Ниночка. Худенькая, злая и веселая продавщица Нюрка. Что значат эти имена? Да в общем ничего. Родителям понравилось.

А еще в Доминикане каждый год проходят карнавалы. Говорят, они очень даже ничего. Говорят, это шикарное мероприятие. Когда-нибудь, может быть, я до карнавала и доберусь. А пока же – не видел, не знаю, но многие хвалят.

Продолжение

Цикл «La vida loca, или Есть ли жизнь в Доминикане» был создан и переработан по материалам блога Тимура Тазетдинова специально для журнала «В загранке».

* * *

Полезная информация: Тимур Тазетдинов поможет организовать интересный и захватывающий отдых в Доминикане. Это не только экскурсии по Национальному парку Монте-Кристи, не только морская рыбалка, подводная охота и дайвинг. Но и прекрасная возможность исследовать затонувшие корабли времен колонизации Нового Света, полюбоваться нетронутыми коралловыми садами, высадиться на острова, где в прошлом пираты устраивали сделки с контрабандистами.

Подробную информацию и контактные данные Вы найдете, пройдя по ссылке: https://www.facebook.com/galleon.divers.ru

Часть собранных от туризма средств идет на проведение работ по очистке пляжей и побережий, восстановление коралловых рифов, а также на создание питомника морских черепах.

______________________________

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал “В загранке” обязательна.

Адрес статьи: https://vzagranke.ru/mentalitet/za-morem/viva-la-republica-ili-po-sledam-konkistadorov.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

Назад к выпуску >>

к рубрике >>

У этой записи один комментарий

  1. Natalia Moll

    Что касается русских народных песен, то содержание их тоже не особенно богато смыслом.Типа “Ой, заинька, ой серенький…””Ай люли-люли..”Но эти песни передаются из поколения в поколение, как и в Доминикане с её “маис-маис”.Хочется больше прочитать о характере доминиканцев, их повседневной жизни…Я слышала, что люди этой страны, несмотря на своё “развивающееся” положение – чувствуют себя счастливыми людьми! Улыбка не сходит с их лиц..и, если сравнить, как они весело и беззаботно вертят бёдрами в ритме меренге и улыбаются, обнажая здоровые, белые, крепкие зубы…то русские хмуро смотрят друг на друга и, изрядно поддав, протяжно поют “Бродяга Байкал переехал…” Поэтому – иногда полезно посетить Доминикану, чтобы – удивиться, расслабиться и понять “Не всё в жизни так серьёзно, как нам кажется!”

Добавить комментарий