Как выжить школьному учителю в эпоху глобализации


Учитель всегда должен излучать внутреннюю силу, быть последовательным в своем поведении и взаимодействии с учащимися. И в то же время оставлять ученику поле для проявления чувства собственного достоинства, советует культовый немецкий блоггер-педагог Фрау Фрайтаг.
Блог в помощь
Фрау Фрайтаг - учитель английского языка в 7-10-х классах средней школы в социально неблагополучном районе Берлина. Фрау Фрайтаг - это псевдоним, под которым она начала вести свой блог. Она не сообщает своего имени и имен своих учеников, оберегая себя и их от излишего внимания и рекламы. Но описывает в своем блоге хронику школьных будней в жанре абсурдно-комической сатиры – беспощадно и в то же время трогательно и весело. Поэтому не возникает сомнений, что Фрау Фрайтаг не лукавит, когда говорит: «У меня лучшая работа в мире».
Идея вести блог о своей школьной жизни пришла к Фрау Фрайтаг, когла она вперые взяла классное руководство. Это были восьмиклассники - трудные подростки. Постоянно сталкиваясь с проблемами, она стала искать в интернете блоги и форумы, в которых учителя обменивались опытом, как поступать в тех или иных ситуациях. Но ничего не нашла. И решила сделать собственный блог, в котором рассказывает о своих мучениях, находках и курьезах. Ее блог настолько популярен, что на его основе она издала уже 3 книги: «Chill mal, Frau Freitag» («Расслабьтесь, Фрау Фрайтаг»), «Echt easy, Frau Freitag» («На самом деле просто, Фрау Фрайтаг») и только что вышедшая в свет «Für mich ist auch die 6. Stunde» («Для меня - тоже эти 6 часов»).

Книги Фрау Фрайтаг, несомненно, в первую очерель интересны учителям. В особенности, тем, кто работает в многонациональных классах, с учениками с миграционными корнями. Ведь в ее классах много детей третьего и четвертого поколений иммигрантов, а также - и дети-беженцы. Ее книги также полезно прочесть иммигрантам, чьи дети учатся в школе в новой стране их проживания. Ведь взгляд со стороны (тем более, педагога) на проблемы детей иммигрантов помогут их родителям лучше осознать свою стратегию воспитания, в которой немаловажную роль играет интеграционная составляющая.
На чем держится авторитет учителя
Несмотря на то, что последняя книга Фрау Фрайтаг представляет собой нечто вроде руководства для учителей «по выживанию на школьном фронте», сама она не считает школу полем военных сражений. Ведь, «бывают периоды, когда все проходит гладко». Хотя, учитель всегда должен быть в тонусе: поставив себя в классе, быть последовательным в своем поведении и взаимодействии с учениками. Если учитель даст слабину и потеряет влияние в классе, тогда в нем начнут доминировать ученики.
Например, серьезная проблема - использование учащимися мобильного телефона во время занятий. Учитель в такой ситуации, советует Фрау Фрайтаг, должен отобрать телефон у ученика. Что бывает непросто, иногда ребята проявляют упорство.Тогда, продолжает Фрайтаг, учителю следует объяснить ученику последствия такого поведения, что ему придется задержаться в школе и прочие санкции. Учитель должен стоять на своем. Самое главное правило: никогда не ввязываться в драку, если не уверен в своей победе. Но, особенно поначалу, когда нет опыта, это не всегда удается. Поэтому Фрау Фрайтаг советует как можно точно и подробно прописывать свои конфликты с учениками в дневнике или в том же блоге, с тем чтобы отрефлексировать их и, возможно, понять, как вести себя в подобной ситуации в следующий раз.
Учитель должен излучать силу, убеждена Фрайтаг, что не имеет ничего общего с параметрами тела. Речь идет о силе духа, твердости и ясности. Учащиеся это улавливают безошибочно. И здесь очень важно быть предельно последовательным. Говоря ученику: «Если ты этого не сделаешь, я позвоню твоим родителям», и не сделаете этого - проблемы будут у вас, констатирует Фрайтаг.
Авторитет учителя также держится на своего рода дресс-коде, полагает культовый учитель-блоггер. Ученики в этом смысле беспощадны. И нужно выглядеть настолько безупречно и нейтрально, насколько это возможно. Никаких коротких брюк или юбок. Женщины - всегда в бюстгальтере, и, боже упаси, от врезающихся в ягодицы трусов, контуры которых проявлются при приседании. Чего следует избегать в любом случае, продолжает Фрау Фрайтаг – это по-матерински наклоняться к ученику, как это принято еще в детском саду. Можно обойтись и без этого, дабы не провоцировать подростка заглянуть в вырез учительского декольте.
Но наряду с этим Фрау Фрайтаг акцентирует внимание на том, что даже самому несносному ученику надо оставлять поле для проявления чувства собственного достоинства. Ученики, полагает культовый блоггер-педагог, не должны испытывать к учителю лишь трепет как начальнику, спускающему команды, требования и задания сверху. Ученикам надо давать возможность почувствовать, что они могут что-то делать лучше, чем учитель. «Я, например, иногда могу посоветоваться с учеником касательно покупки мобильного телефона или что-нибудь в этом роде. Ребята от этого приходят в восторг. С этого можно начинать устанавливать контакт с трудными учениками», - советует Фрайтаг.
Прорехи в воспитании
К сожалению, отмечает Фрау Фрайтаг, сегодняшние школьники стали намного грубее во взаимных оскорблениях, не стесняясь устраивать перепалки в присутствии учителей. Что наблюдается не только в школах социально неблагополучных районов. И учителя должны на это активно реагировать. Так, рассказывает блоггер-педагог в своем интерьвью немецкому журналу «Штерн», применение известного выражения «...твою мать» для подростков – обычно дело, даже при легком возмущении. Чтобы с этим покончить в своем классе, Фрау Фрайтаг организовала совместный вечер учеников и их родителей. «Я посадила Мурата и Серхана за стол вместе с их матерями, - рассказывает она, - а потом сказала: «Мурат, ты так неистово интересуешься мамой Серхана. Вот она здесь, и ты можешь, наконец, сказать ей напрямую, что хочешь с ней сделать...» Матери улыбались, поняв, в чем дело. Мурат и Серхан молча сидели за столом. Воспитательный эффект возымел свое действие».
Памятуя о том, что Фрау Фрайтаг - учитель английского языка в старших классах, возникает вопрос о реальном соотношении воспитания и образования в учебном процессе. Не много ли она взваливает на себя? На что именитый блоггер смотрит прагматично, полагая, что учителю все больше и больше приходится брать на себя воспитательную функцию, если ею пренебрегают в родительском доме. Да, на отсутствие воспитания можно и нужно жаловаться родителям. Но когда дети в школе, убеждена Фрау Фрайтаг, учителя должны действовать, заниматься воспитанием. И сегодня школе приходится обучать детей основным принципам жизни в обществе, таким как терпимость, уважение к окружающим, культура поведения.
И на родительских собраниях Фрау Фрайтаг говорит с родителями о поведении их детей, привлекая внимание к проблемам и к совместным действиям в их разрешении, по мере сил и возможностей каждой стороны. Контакт с родителями крайне важен, убеждена Фрау Фрайтаг, хотя бы потому, что не всегда можно доверять словам учеников. Если кто-то утверждает: «Мои родители не говорят на немецком», часто это не так. Но когда родители действительно не знают немецкого, стоит через ученика попросить их прийти вместе с переводчиком, советует Фрау Фрайтаг. Если возникает конфликная ситуация с учеником с миграционными корнями, и приходится вызывать его родителей, больший эффект приносит разговор с отцом ученика, делится своим опытом блоггер-педагог.
Учитель должен быть всегда готов разговаривать с учениками
У большинства учеников Фрау Фрайтаг далеко не идеальный немецкий (здесь можно вместо немецкого поставить любой другой язык, на котором идет обучение в школе той или иной страны – прим. С.Л.). Они общаются на уличном сленге, , так как грамматика их не интересует. Но многие из них могут говорить лучше, это просто неряшливость. И Фрау Фрайтаг советует коллегам-учителям, что нужно постоянно спокойно объяснять: «Если ты будешь так разговаривать, то не сможешь устроиться секретарем у врача, как об этом мечтаешь. Никто не пойдет к врачу, у которого в приемной сидит девушка, которая изъясняется, как на школьном дворе». И так с каждым учеником. Это работает, уверяет Фрау Фрайтаг, ибо никто не хочет приносить себя в жертву субкультуре местечка.
Фрау Фрайтаг сталкивалась и с проявлением симпатий ее учеников к террористическим актам исламистов. И советует в таких случаях продолжать говорить с учениками, переубеждая и находя аргументы. Никогда не следует забывать, продолжает она, что подросткам нравится провоцировать окружающих или просто повторять за кем-то слова, попугайничать. Это не означает, что нужно этому попустительствовать, а адекватно реагировать. И на поверку, далеко не каждый из тех, кто позволяет себе подобные выходки, разделяет идеи исламизма. В личной беседе с учеником в большинстве случаев его высказывания совершенно другие. Но опять-таки, подчеркивает блоггер, должны быть встречные действия со стороны учителя.
В качестве примера Фрау Фрайтаг приводит случай, произошедший в одном из ее классов, кaогда слово «еврей» ученик использовал как ругательство. «Сначала я просто громко взревела, что за мной не водится. Ученики были шокированы. А потом мы говорили. Долго. О свободе вероисповедания, Конституции, Холокосте... И большинство из них поняли. Только двух-трех самых упертых удалось убедить позднее, в личных беседах». Да, это очень непросто и отнимает много сил. Но иначе невозможно, признается Фрау Фрайтаг - учитель должен быть всегда готов разговаривать с учениками. Всегда!
Фрау Фрайтаг осознает важность того, что ученикам с миграционными корнями нужно помочь почувствовать свою принадлежность к стране, в которой они родились и живут. Она рассказывает в своем интервью газете «Tagesspiegel», что, как-то знакомясь с новым классом, один ученик спросил, а кто еще является иностранцем, так встали все. «Тогда я спросила, а кто здесь родился. И тоже - почти все встали. Но многие чувствали, как это трудно сказать, я – немец». Одинако уже к концу учебного года, многие из ее учеников сказали, что здесь их дом, и они чувствуют себя частью Германии, даже если носят платки на голове и могут выглядеть несколько иначе. Главное, что они чувствуют, что они здесь свои, а не чужие. Фрау Фрайтаг старается подчеркнуть моменты сходства. И делает это постоянно и терпеливо, полагая, что ребятам нужно время, чтобы созреть, дорасти до понимания своей общности со страной.
В тисках реальности
Но Фрау Фрайтаг могла бы гораздо больше сделать, опираясь на свой опыт и желание помочь ученикам, как и ее коллеги-учителя, если бы в классах было не более 15 учеников, а не как сейчас – не менее 25. Да и учебная нагрузка в 26 часов в неделю не оставляет времени на индивидуальную работу с учениками. Фрау Фрейтаг полагает, что необходимо уменьшить учебную нагрузку хотя бы с 26 часов до 20-ти. А высвобожденные 6 часов учитель смог бы проводить с учениками как тьютор, помогая им не только справиться с домашним заданием, но и обсуждать с ними их проблемы с друзьями и родителями и тому подобное (отсюда, собственно, и название 3-ей книги «Для меня - тоже эти 6 часов»). Ведь, многие из учеников - из неблагополучных семей, им школа нужна как уютное в эмоциональном смысле место, где тепло, потому что здесь у них друзья, о них заботятся и они что-то делают вместе. Они с удовольствием идут в школу, но только не на занятия, и после уроков еще надолго остаются в школьном дворе.
Уменьшение учебной нагрузки и тьюторство, как и меньшее число учеников в классах помогло бы повысить мотивацию учеников, убеждена Фрау Фрайтаг. Сегодня среди них очень мало ориентированных на учебу, на хорошие результаты по окончании школы. Когда в классе считают, что не учиться – это круто, трудно создать рабочую атмосферу. Соответственно, учащиеся не используют в полной мере все возможности и ресурсы, которые им предлагает школа. Они боятся своего собственного будущего, когда им придется самостоятельно решать жизненные проблемы. В их окружении, к сожалению, очень мало положительных образцов для подражания, признается Фрау Фрайтаг в беседе с корреспондентом немецкой газеты «Augsburger Allgemeine». Школа могла бы это в какой-то мере возместить.
Хочется верить, что блог и книги Фрау Фрайтаг прочтут не только напрямую заинтересованные в ее опыте коллеги-учителя и родители учеников-подростков, а также и предствители образовательных учреждений, которые определяют, как формируются учебные классы и утверждается педагогическая нагрузка людей, от качества работы которых зависит будущее страны. Причем, будущее любой страны, не только Германии.
При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.
Адрес статьи здесь
Похожие записи

АВТОР:
Светлана Александрова Линс